Взаимодействие человека и техники

Человек всегда был связан с техникой; он производит и использует или потребляет продукты техники, но в то же время и сам человек — продукт своей технической деятельности. Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудия ручного труда, машины, автоматы. Техника в своем развитии сейчас, пожалуй, начинает приближаться к человеческому уровню, двигаясь от аналогии с физическим трудом и его организацией к аналогиям с ментальными свойствами человека. Пока мы достигли зоологической стадии техники, которая действительно значительно разработана.

Чем менее материальной, физической или наглядной является техническая имитация человека, тем сложнее овладеть техникой и контролировать ее. Так как все, что сделано человеком, происходит от его человечности, техника всегда является средством для самореализации и познания самого себя. По словам А. Хунига, техника во все исторические моменты выражает людей и идею человечности данного времени. Это становится ясным в результате разработок в современной технике, особенно в таких отраслях, как микробиология и информатика. Новые открытия и изобретения в этой области могут привести к новому знанию о человеке и человеческом мире.

Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является проблема и концепция человека, создающего и использующего технику. Особенность этой проблемы в настоящее время связана с выросшей до беспредельности технологической мощью, имеющейся в распоряжении человека. При этом число людей, которых затрагивают технические мероприятия или их побочные эффекты, увеличилось до громадной величины. Затронутые этими воздействиями люди уже более не находятся в непосредственной связи с теми, кто производит данные воздействия. Далее, природные системы сами становятся предметом человеческой деятельности. Человек своим вмешательством может их постоянно нарушать и даже разрушать. Несомненно, это абсолютно новая ситуация: никогда прежде человек не обладал такой мощью, чтобы быть в состоянии уничтожить жизнь в частичной экологической системе и даже в глобальном масштабе или решающим образом довести ее до вырождения. Поэтому общество не должно без предварительной экспертизы производить все, что может производить, не должно делать все то, что оно может делать, и, несомненно, не сразу же после открытия новых технических возможностей.

Создав такое орудие труда, как компьютер — кибернетическую систему, моделирующую различные виды мыслительной деятельности, оперирующую сложными видами информации, человек произвел свой интеллектуально-информационный аналог, создал псевдосубъекта. Конечно, компьютерная система — это прежде всего орудие труда. Человек активно воздействует на него, постигая при взаимодействии с ним его возможности, изменяет, совершенствует его — это одна сторона взаимодействия, которая условно может быть названа объектовой. В то же время современный компьютер — уже не простое орудие. Хотя и не в полной мере и не в совершенном виде он представляет собой функциональный аналог мыслительной деятельности. Человек, взаимодействуя с ним, испытывает на себе его влияние — это другая, условно говоря, гуманитарная сторона взаимодействия. По мнению выдающегося американского математика и философа, основоположника кибернетики и теории искусственного интеллекта Норберта Винера (1894— 1964), проблема совместного функционирования, взаимной коммуникации человека и машины является одной из узловых проблем кибернетики [1] . Производство персональных компьютеров достигло десятков миллионов в год, в сферу взаимодействия с компьютерами вовлечены значительные массы людей во всем мире. Поэтому проблема взаимодействия человека с компьютером из проблемы кибернетики, психологии и других специальных дисциплин в ближайшие годы может перерасти в глобальную, общечеловеческую.

Взаимодействие между человеком и машиной — это взаимодействие между думающим, чувствующим, наделенным волей и сознанием существом и неодушевленным, небиологическим по своей природе устройством. Человек руководствуется мотивом, осмысливает предмет деятельности, реализует цель, вырабатывает средства ее достижения, учитывает в своей деятельности различные особенности данного средства труда, на основе использования которых можно достигнуть необходимого результата. Машина, конечно, лишена мотивации к решению задачи, у нее нет межличностного отношения к человеку-партнеру и нет потребности строить такого рода отношения для достижения цели. Сама цель задается машине извне — тем, кем она управляема. Машине недоступны неточные формулировки, неопределенные высказывания. Она требует от человека умения оперировать буквальными значениями, строить свои сообщения в строгом соответствии с правилами формальной логики.

О демонизме техники

Демонизм — символ злого начала. Когда речь идет о демонизме применительно к технике, то имеются в виду непредсказуемые губительные последствия ее использования для человека, общества и всего человечества, ее пагубное воздействие на природу. По словам К. Ясперса, проницательных людей с давних пор охватывал ужас перед техническим миром, ужас, который, по существу, не был еще вполне осознан ими. Полемика Гете с Ньютоном становится понятной, говорит Ясперс, только если исходить из потрясения, которое ощущал Гете, взирая на успехи точных наук, из его неосознанного знания о приближающейся катастрофе в мире людей. Вместе с тем многие социальные мыслители защищали принципы исторического прогресса, возлагая надежды на все более глубокое познание природы и на достижения техники, полагая, что это принесет всеобщее счастье. Некоторые отрицательные последствия использования техники тогда казались лишь следствием злоупотребления, суть которого можно выяснить, а последствия исправить.

Чем же угрожает человечеству технический прогресс? Ясперс считал, что всевозрастающая доля труда ведет к механизации и автоматизации деятельности работающего человека: труд не облегчает бремя человека в его упорном воздействии на природу, а превращает его в часть машины. Необходимо подчеркнуть такую мысль: техника, будучи созданной человеком, направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности преобразовать и самого человека: его мышление, весь склад его души становится все более технарским». В связи с этим Ясперс замечает, что в технике заключены не только безграничные возможности полезного, но и безграничные опасности: техника превратилась во все увлекающую за собой силу. Никогда ранее человек не располагал такими созидательными техническими возможностями и никогда еще он не владел такими разрушительными средствами. Можем ли мы надеяться на то, что все беды, которые связаны с техникой, когда-нибудь будут подчинены власти человека? Этот роковой вопрос терзает умы и сердца глобально мыслящих людей. Часто можно слышать ответ, проникнутый глубокой грустью: на демона техники нет никакой управы. Увлеченные изобретением, усовершенствованием технических средств, люди уходят всеми силами своей души в сам процесс творчества, к тому же экономически остро мотивированного запросами рынка. Все думают о своем, а в целом все мы движемся к неминуемой катастрофе. И дело, видимо, только во времени. Вся дальнейшая судьба человека, по словам Ясперса, зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия технического развития и их влияние на его жизнь, начиная от организации доступного ему целого до его собственного поведения в каждую данную минуту, в том числе и общения с природой, се поникшими жизненными силами.

  • [1] Подробнее см.: Винер, Я. Творец и робот. — М., 1966.

Человек и техника: противоречия взаимодействия

Главные характерные черты современной технической задачи — неопределенность области, поиск решения, основанный на недостатке или избытке данных; многовариантность решения; широта поля деятельности, связанная с разнообразием и неисчерпаемостью материальных объектов; появление в ходе решения задачи неожиданных проблем — являются необходимыми, но недостаточными для описания специфики технического мышления. При этом следует учитывать, что во время решения технических задач в интеллектуальном плане идет постоянный перевод информации с языка человеческих потребностей на язык вещественных, технических процессов и возможностей, и обратно.

Иначе говоря, техническое мышление состоит из теоретико-практического и понятийно-образного.

Что касается первого аспекта, то при решении технической проблемы невозможно учесть влияние каждого фактора теоретическим путем. То, что не предсказуемо чисто теорети ческим анализом и расчетом, подскажет и уточнит практическое действие.

Это интересно:  Варенички... пальчики оближете :)

Под вторым аспектом понимается то, что при решении технической проблемы понятия не отрываются от образов и, в свою очередь, образы не лишены понятийного смысла. Они, как компоненты единого мыслительного процесса, тесно связаны друг с другом, кроме того, в качеств образов выступают не только натуральные тела или процессы, но и заменяющие, характеризующие их символы. Например, образом, соответствующим «понятийно-образному мышлению», может служить работа с кинематической схемой, столь распространенной при технической деятельности.

Несомненно одно: развитие технического мышления как части технической культуры становится непременным элементом на пути эффективного решения задач производства. Но на пути формирования технической культуры есть социальные барьеры.

В чем они выражаются?

Прежде всего, в человеческой лени, ведь творчество требует времени и усилий. Преждевременное ослабление усилий не позволяет устранить препятствия, мешающие творческим достижениям. Чтобы посвятить время творческим усилиям, нужна дисциплина, а зачастую требуется и преодоление своих слабостей. В творческих задачах часто встречаются подлинные трудности и почти не решаемые проблемы. Если не поддаться лени, можно освоить различные ступени творчества.

Кроме того, творчеству могут серьезно препятствовать устоявшиеся привычки. У всех людей вырабатываются стереотипы в движениях, работе, манерах и мышлении, но привычки могут стать врагами творчества. Необходимо изучить устоявшиеся привычки, и здесь может быть полезным средством вопрос «Почему?». Человеку надо всегда настойчиво предлагать вернутся к основным принципам нормальной поисковой деятельности, к постоянному критическому отношению к процессу своего мышления, который раньше мог казаться вполне логичным. Необходимо систематически решать, остаются ли они такими же эффективными.

При овладении технической культурой следует избегать излишней напряженности. В своих творческих силах работник часто сталкивается с чувством неуверенности, которая вызывает излишнюю напряженность. Ее испытывают и физически, и эмоционально. Жесткие реакции, ощущение внешнего давления и стрессы — все это не дает полностью раскрыть в творческом процессе эмоциональные возможности и силу воображения. Люди, находящиеся в напряженном состоянии, стараются держаться каких-либо хорошо известных им вещей, и в результате их силы и энергия используются не полностью.

Препятствием на пути технического творчества нередко выступает ослабленная целеустремленность. Справедливо утверждают, что ни одно из значительных свершений не имело бы место, не будь осознанного стремления к переменам. Творческие деяния питаются желанием стать другим. Стремление к новому может возникнуть как внутри самого человека, так и под влиянием внешних причин. Например, последние войны вызвали в жизни фантастические достижения в таких различных областях, как нейрохирургия, шпионаж, фотография, журналистика. Чтобы быть творческим, человек должен чувствовать потребность в переменах, осознавая недостатки того, что он делал раньше, и стремясь к лучшему.

Очень важно понимать, что на пути овладения технической культурой могут стоять недостаточные личные возможности, ограниченные ресурсы. Некоторые из наиболее важных открытий в мировой истории не были сделаны людьми, которые не могли нормально прожить свою жизнь из-за таких препятствий, как болезни, заключение в тюрьму или даже временная потеря репутации. Для большинства людей нормально жить означает наполнять свою жизнь обыденными делами, поглощающими большую часть их времени и сил; в их жизни редко встречаются возможности для нововведений. Для других привычные формы творчества требуют внешних ресурсов и помощи. И если последних не хватает, для них оказываются практически невозможным сбор необходимых данных или организация экспериментов. Здесь необходима уверенность в себе, которая является важной частью творчества. Умелое распоряжение временем, силами, ресурсами, организация поддержки играют в творческом процессе существенную роль.

Техническая культура, техническое творчество развиваются вполне нормально тогда, когда идет постоянный поиск идей, без оглядки на то, что в этом поиске можно совершить ошибки. Чтобы выразить себя в творчестве, часто необходимо «поиграть» с идеями; иногда искомое решение находится среди самых эксцентрических и немыслимых предположений. Подобная восприимчивость к необычному несовместима с излишней серьезностью и постоянной заботой о том, чтобы быть рациональным. Радость от возникновения новой идеи одухотворяет, а слишком критический отклик лишает идеи их силы, не давая им наполнить энтузиазмом окружающих.

Ослабляет творческие усилия нехватка подходящего или эффективного метода решения проблем. По определению, творческая работа требует новаторского мышления и ее можно структурировать, увеличив тем самым вероятность успеха. Творческий процесс, подобно другим аспектам управленческой работы, можно изучить и анализировать, чтобы приобрести нужные навыки и развить соответствующие методы.

Не анализируя всю работу участников технического творчества, следует признать, что культура их технического и экономического мышления все же находится еще на низком уровне. Инертность, ориентировка на вчерашний день являются в настоящее время характеристикой не только технического отставания, но и возможного банкротства. Техническая культура касается всех сторон деятельности как работников, так и производственных организаций. Нельзя ее оценивать только тем, что связано с развитием техники или технологии. Она в одинаковой степени соприкасается с экономической культурой, с социальными и духовными процессами на производстве.

В целом же современная производственная ситуация не создает (или слабо создает) условия для внедрения достижений науки и техники. Это торможение объясняется и действием субъективного фактора: плохо стимулируемым стремлением людей содействовать намеченным преобразованиям. Становится ясным, что от того, является ли работник знатоком техники и технологии или нет, в значительной степени зависит ход выполнения производственной программы. Кроме того, когда люди убеждены, что все общественные ценности, которые имеются на их предприятии, принадлежат им самим, они их оберегают и приумножают. Серьезным подспорьем в этом служат не только чувства, пожелания, интуиция, но и техническая культура, становящаяся одной из приобретенных ценностей при перестройке общественных отношений в нашей стране.

Взаимодействие человека и техники

Тогда я решился записать свои мысли в виде учёного мемуара, разделенного на параграфы, предельно лаконичного. Придавая моему сочинению такую необычную для меня форму, я хотел, на всякий случай, скрыть своё авторство или, в крайнем случае, иметь возможность отречься от него.

Рукопись в несколько страничек я соединил с разными газетными вырезками и переплел всё вместе в одну тетрадь, так, чтобы всегда можно было объявить автором какого-нибудь философа типа Шпенглера или Бергсона. Сталин научил нас предусмотрительности. Мемуар мой «О новом начале в мире» состоял из следующих параграфов:

«1. При грубом приближении, достаточном, впрочем, для заключений, можно считать, что развитие техники шло тремя последовательными этапами: первоначально техника заменяла мускульную силу человека и по этому пути пришла к созданию машин-двигателей, сделавших человечество безмерно сильным в работе; затем техника созданием исполнительных механизмов и станков пришла на помощь человеку как производителю предметов пользования, т.е. заменила руки человека, и, идя по этому пути, сделала возможным изготовление всевозможных предметов потребления в любом количестве; наконец, на третьем этапе, автоматика стала заменять человека и как организатора производства, или движения, или наблюдения.

2. При таком положении техники, казалось бы, человек должен был оказаться к нашему времени не только освобождённым от тяжелого физического труда и обеспеченным всеми материальными благами жизни, но и располагающим свободным временем для пользования всеми благами цивилизации, культуры и природы. В действительности весь мир стонет от нищеты, голода, переутомления, непрестанного труда и неустройства во всех областях личной и общественной жизни.

3. Такое противоречие между колоссальными возможностями науки и техники и всеобщей неудовлетворённостью в самых простейших потребностях человека обычно объясняется тем, что техника работает на вооружение, на истребление человека, на разрушение созданных благ во время войны, которые и составляют истинное бедствие мира. Избавление же от этого бедствия возможно только принятием всем человечеством нового социального строя после разрушения старого, при котором войны неизбежны.

4. От христианского и утопического социализма до социализма научного, на протяжении двух тысячелетий, было немало попыток там или тут, тем или иным путём создать новый социальный строй. Все эти попытки, особенно последние — фашизм и национал-социализм — с особенной яркостью доказали, что движение человечества идёт совсем не по пути социальных, моральных, этических или эстетических достижений.

Это интересно:  Движение так же необходимо человеку, как пища и вода

5. Колоссальное движение человечества можно видеть только в непрестанном развитии науки и техники — это, очевидно, и есть основное движение человечества, которому войны, социальные неустройства, голод, бедствия, страдания не только не мешают, но в самой высокой мере способствуют.

6. Мы часто говорим, что человек переделывает природу, пользуясь средствами науки и техники, но правильнее говорить, что «природа сама себя переделывает», пользуясь нервной системой созданного ею человека. Наука и техника не есть нечто чуждое, постороннее природе, отдельное от неё — это есть сама природа, одна из бесконечного множества форм движения материи.

7. История развитая науки и техники делится на два периода: в первый период наука и техника обслуживали человека, во второй — человек стал обслуживать технику. Этот период начинается с того момента, когда большая половина предприятий и производительных сил стала вырабатывать не продукты потребления человека, а продукты потребления техники. В силу известной стереотипности мысли огромное большинство людей и до сих пор убеждено, что техника служит человеку, не замечая того, что давно уже человек служит технике. Рабочий Форда, мчащийся в собственном автомобиле на завод, чтобы выпускать новые автомобили, вероятно, думает, что техника обслуживает его, в действительности, конечно, он со своим автомобилем обслуживает технику.

8. Техника чрезвычайно требовательна, в то время как человек уступчив. Человек может ходить без калош; автомобиль без покрышек не сдвинется с места. Авиационному мотору нужен высокооктановый бензин; человек может в крайности обходиться без сахара, без жиров, даже без картошки. Поэтому когда становится вопрос о том — употреблять ли картофель на гонку спирта для выработки синтетического каучука на автопокрышки или оставить его для потребления человека — вопрос решается в пользу техники.

9. Наука и техника являются самодовлеющим началом в мире, самостоятельным явлением природы. Я называю его новым началом в мире, исходя из возраста Земли».

Под мемуаром стоит дата: 9 июля 1946 года.

Через четырнадцать лет, приступая к работе над жизнеописанием академика В.И. Вернадского и впервые знакомясь с его сочинениями, я увидел, что мысли мои о новом начале в мире вовсе не были такими странными и страшными, как мне казалось. И Вернадский видел в науке «природное явление», и Вернадский писал много раз о новом начале в мире, которое видел в том, что с «человеком в мир пришла огромная геологическая сила». Об этом основном положении Вернадского гласит и надпись, высеченная на его надмогильном памятнике на Новодевичьем кладбище. Наука и техника являются лишь результатом, следствием деятельности геологической силы, а не самодовлеющим началом, как думал я.

Моё конкретное, образное, художественное мышление вело меня к правильным наблюдениям, но в конечном результате к совершенно иным, нежели у Вернадского, заключениям. Конечное заключение моё изложено во втором мемуаре «О новом начале в мире» с той же датой и в том же переплёте, что и новый».

Человек. Техника. Природа. Проблема взаимодействия

Влияние техники на человека и общество в современном мире: возникновение информационной цивилизации. Стирание границы между человеком и машиной, между телом и технологией, развитие биотехнологий и нанотехнологий. Конструирование и модификация человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

По теме «Человек. Техника. Природа. Проблема взаимодействия»

нанотехнология техника человек

Влияние техники на человека и общество в целом в современном мире огромно. Технические средства являются неотъемлемой частью жизни, постоянно развиваются и усложняются. Техника является условием деятельности, фактором становления, существования и развития человеческого общества.

Человек всегда мечтал покорить окружающий мир, победить болезни и смерть. Новые знания, в первую очередь научные, и новые технологии позволяют приблизить осуществление данных мечтаний. Многое из того, о чем раньше только мечталось, сегодня уже воспринимается не как мечта, а как вполне обычное техническое задание. Люди полетели в космос, покоряют глубины океана, научились лечить многие болезни, восстанавливают утраченные или дефектные от рождения органы. Но им этого мало, и люди пытаются занять место Творца, создавая не только новые технологии, но и новые материалы, и формы жизни. Новые в том смысле, что таких в природе не существует.

В то же время сегодня уже как банальное воспринимается утверждение К. Ясперса: «. техника стала ни от кого не зависимой, все за собой увлекающей силой. Человек подпал под ее власть, не заметив, что это произошло и как это произошло» Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.,2004. С. 187. .

Техника окружает нас повсеместно и имеет ярко выраженное влияние. Таким образом, появляется одна из составляющих искусственных систем, вместе с естественной подсистемой образующая систему объективной реальности, — техническая реальность. Техническая реальность — это целостность, включающая социум, технологию, используемые материалы, продукцию, а также появляющиеся отходы, выбросы, брак, излучение и т.д. Она отражает обратное воздействие на психику и мышление человека и проявляется в возникновении образов несуществующего (например, изделия). В техническом творчестве техническая реальность — все материальные объекты (и их информационное отображение), которые созданы человеком непосредственно или с использованием технических изделий.

На современном этапе можно говорить о возникновении информационной цивилизации и, как следствие, информационной экономики, в основу которой положено изменение соотношения физических и умственных сил человека при сохранении основной цели — производства и потребления материальных и духовных благ.

Каждый день по телевидению нам предлагают окунуться в атмосферу радости и комфорта, ощутить себя частью истории, и, забыв про настоящее, пройтись семимильными шагами к светлому вот-вот уже наступающему будущему. Отчасти это является правдой: что казалось совсем недавно лишь смелым фантастическим прогнозом, теперь является обыденной реальностью, которой уже никого не удивишь. Мало того, масштаб технического воздействия на социальный мир, в том числе и природный, достиг такой величины, что кардинально изменил условия человеческого существования.

Получив благодаря технике огромное количество возможностей, человек вместе с ними приобрел и новые формы зависимости. Потребляя огромное количество информации, человек пытается систематизировать ее, перестроить свое мышление на алгоритмизацию и стандартизацию входных информационных потоков с целью выявления устойчивой модели человеческого существования. Он ищет технологию жизни, следуя уже существующим стандартам и алгоритмам, который годится для всех. От свободы остался лишь призрак, и тот покорно преклоняется перед техникой. Парадоксально, но пытаясь преодолеть ее детерминированное положение, человек ищет спасение в более совершенной технике. Х. Сколимовски верно замечает: «Техника при современном порядке вещей — часть нашего светского мировоззрения. Наша привязанность к ней и захваченность ею — … это след долгой интеллектуальной традиции, нашей жажды свободы посредством нами же созданного и усовершенствованного. Парадоксальным образом инструмент этот оказывается наделен чем-то большим, нежели простые инструментальные функции: он стал постигаться как инструмент освобождения, как орудие свободы» Сколимовски Х. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986. С. 245. .

Развитие техники и технологий начало размываться граница между человеком и машиной, между телом и технологией.

Проблема конструирования и модификации человека сегодня касается не только воздействий на телесность человека. И дело не только в том, что высокие технологии обостряют проблему идентичности человека, которая приобретает тотальный характер. «Перепрограммировано» может быть и сознание человека с помощью Hi-Hume (высоких гуманитарных технологий). Условия жизни в быстроменяющемся мире приводят к онтологическому нигилизму. Место трансцендентных ценностей, придающих смысл индивидуальной жизни и культуре, стремятся занять Hi-Hume, в первую очередь маркетинговые технологии. Появляются утверждения, что в сознании людей брэнды занимают место религии. Например, к таким выводам пришли лидер рекламного мирового рынка компания Young & Rubicam и лондонская консалтинговая фирма Fitch. В качестве примеров верообразующих брэндов Young & Rubicam называет Calvin Klein, Gatorade, IKEA, Microsoft, MTV, Nike, Virgin, Sony Playstation и Yahoo.

Это интересно:  Аномалии сна - лунатизм, ночные кошмары, вегетативно-сосудистые кризы

При этом Hi-Hume — современные технологии манипуляции сознанием — стали настолько совершенны, что позволяют разрушить в человеке полученное от реального исторического опыта знание и заменить его искусственно сконструированным. Строится некий иллюзорный мир, который человек воспринимает как настоящий. Реальная жизнь начинает восприниматься как сон, достаточно неприятный, но сон. А те образы мира, которые навязываются человеку рекламой, пропагандой и СМИ, воспринимаются им как реальность.

Итак, Ясперс говорил, что человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.,2004. С. 186. . Вызывает опасение то, что технологическим объектом становится не только тело человека, но и его сознание. И уже есть технологии, которые позволяют оказывать управляющие воздействия на эти объекты. Причем сложность заключается в том, что направления этих воздействий далеко не всегда очевидны и трудно вычленяемы. Особенно это проблематично выявить в случае с Hi-Hume.

Таким образом, с появлением высоких технологий в новых человеко-машинных системах человек начинает уже выступать не тем, кто управляет, и не просто одним из факторов во взаимодействии с машиной (как в индустриальном обществе), а тем, кем управляют. Отвергнув ограниченные рамки экзистенции человека, техника создала свою собственную искусственную реальность, которая наиболее пригодна для ее существования. Человек уже не может ничего противопоставить техносфере, поскольку сам загнал себя в технологическую западню. Да, техника разрушила стену между человеком и природой, о чем давно мечтал человек. Но какой ценой? Взамен она установила барьер (что-то вроде фильтра, пропускающий только то, что удовлетворяет ее условиям, и ничто иное), через который проходят разнородные коммуникативные потоки, выгодные, прежде всего, самой технике, поскольку необходимы для ее функционирования. Это несёт опасность в утрате истинности человека, его собственной сущности, на что указывал Хайдеггер: «Угроза человеку идет даже не от возможного губительного действия машин и технических аппаратов. Подлинная угроза уже подступила к человеку в самом его существе. Господство постава грозит той опасностью, что человек окажется уже не в состоянии вернуться к более исходному раскрытию потаенного и услышать голос более ранней истины» Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993. С. 234. .

Например, возьмем «Волны Кондратьева», он рассматривает эволюцию технического прогресса на определенных этапах времени. За точку отчета он берет 1800 год и выделяет пять циклов. На своем графики он показывает, как на смену одного технического прогресса приходит другой. Пятый цикл приходиться на наше нынешнее время, этот цикл характеризуется информационными технологиями, большим количеством товаров и услуг. Прогноз таков, что человеческое общество и окружающая среда не в силах адаптироваться к такому потоку информации, к изменениям во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому перед цивилизацией стоит острая проблема, как сделать так, чтобы не только человечество смогло существовать в комфортных условиях, но и природа. Необходимы интерактивные методики, для разрешения данных проблем.

Высокие технологии и техника, с одной стороны, позволяют управлять микро- и макрообъектами, подкрепляя веру человека в собственное могущество, в способности преобразовывать не только природу, но и самого себя. А с другой стороны, данные технологии эти же идеалы и разрушают, так как демонстрируют хрупкость и незащищенность человека перед лицом им же порожденной мощи.

Информационные аспекты взаимодействия в системе «человек — техника — природа»

Информационные аспекты взаимодействия в системе «человек — техника — природа»

История жизни на Земле — это история взаимодействия живых существ и окружающей среды. Именно окружающая среда оказывала воздействие на физическую форму и свойства растительного и животного мира. Несмотря на то, что период обратного воздействия невелик, динамическое равновесие в природе нарушено.

Развитие науки и техники оказывает качественное воздействие на человека и окружающую среду. Современный мир — это мир высоких технологий, которые освобождают человека от рутинных дел и одновременно предъявляют жесткие требования к качествам человека. Неправильное применение человеком результатов научно-технической революции ведет к разрушению биосферы. Мощность построенных человеком технических систем позволяет уничтожить все живое на Земле. Потенциально техника сейчас гораздо опаснее для человека, чем в начале века. Мы живем в условиях новой реальности — диктатуры техники и технологий.

До тех пор, пока человек будет находиться в бессознательном взаимодействии с инструментами массовых технологий, актуальными будут слова Бертрана Рассела о том, что человечество «готовит дело собственной погибели». Уже недостаточно сознавать серьезность экологических проблем, настало время принятия разумных и нравственных решений. Человеку сейчас, быть может, как никогда в прошлом, необходимо целостное мировоззрение, опирающееся на современную науку.

Характер взаимодействия человека и техники определяется особенностями окружающей среды — совокупностью политико-правовых, социально-экономических и природных факторов. Техника — не только продукт деятельности, она дает представление об уровне физического и духовно-нравственного развития человека той или иной эпохи. Во все времена определяющим фактором созидательной деятельности был человеческий труд, включающий не только его физическое усилие, но интелектуальный, нравственный потенциал.

Условия для интеграции интеллекта и нравственности создаются в системе образования. Современная модель образования сформировалась в условиях, когда индустриальное общество вступило в фазу массового потребления и высокие темпы развития экономики стали опережать ответные действия человека по организации оптимального взаимодействия в системе «человек-техника-природа». В обществе заговорили об экологическом кризисе и о выживании человечества.

Развитие индустриального общества опирается на системы преобразования движения, сырья, информации. Каждая из этих систем преобразования жизненно необходима и находится во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Повышенный расход сырья, например, может уменьшить затраты энергии. Использование информации об энерго- и ресурсосберегающих технологиях позволяет уменьшить затраты энергии и сырья. И наоборот, дополнительные затраты сырьевых и человеческих ресурсов способны восполнить недостатки технологии производства.

Осознание взаимосвязи между тремя источниками бытия позволяет определить цель и управлять их взаимодействием для того, чтобы эффективно использовать человеческие и сырьевые ресурсы. Информация представляет собой неистощимый стратегический ресурс человечества и выступает как важнейшее связующее звено между человеком и окружающей средой.

В настоящее время индустриальное общество уступает место обществу информационному, главными факторами развития которого становятся информация и опыт человека. Как говорил Г.Бокль: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны — те, в которых человек наиболее деятелен». Причем, деятельный человек — это человек, активно познающий действительность. Адекватное отражение действительности является критерием оптимального взаимодействия человека со средой. Ведущим принципом и главной проблемой развития современной цивилизации становится опережающее развитие качеств человека и технологий.

Поскольку развитие цивилизации остановить невозможно, один из путей решения проблем — разработка биосферосберегающих технологий. Биосфера организована по принципу безотходной технологии: продукты жизнедеятельности одних видов необходимы другим.

Происходящие качественные изменения в системе «человек-техника-природа» требуют создания в системе образования условий для воспитания в человеке способности находить, понимать, осваивать, производить и распространять в течение всей жизни новые блоки информации, адекватно отражающие действительность. Развитие таких качеств человека как проектирование, прогнозирование и управление — основной путь реформирования системы образования. Философия образования для ХХI в. — прогнозирование, научно-исследовательская и конструкторская деятельность.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, scibook.net, vikent.ru, knowledge.allbest.ru, mirznanii.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий