Китайские медицинские иероглифы — специфические труднопереводимые понятия

Традиционная Китайская Медицина Базовые Понятия

Пять плотных органов

Сердце»

Понятие «Сердце» включает в себя анатомический орган сердце и присущие ему функции, осуществляет контроль над сосудами, сознанием, духом, мыслями, потом и кровью, и в целом над всем организмом. Окном сердца является язык, зеркалом — лицо. По этой причине физиологические состояния, например, полнота (избыточное насыщение), пустота (истощение), кровенаполнение отражаются на лице. Под контролем духа, мыслей понимается активность мышления. Когда функция сердца нормальная — человек пребывает в ясном сознании, обладает быстротой мышления и крепостью духа. По представлениям китайской медицины пот и кровь имеют одно происхождение, а раз сердце ведает кровью, то отсюда следует и контроль за потовыделением. В органе «сердце» выделяется перикард (сердечная сумка). В его функции входит защита сердца, когда ему что-то угрожает из вне. Большинство изменений в сердце проявляется изменением в перикарде. Например, при проникновении в него жара возникает смятение духа. Согласно китайской медицине, перикард включает в себя также функцию кровообращения, вследствие чего причисляется к кровеносным сосудам.

«Легкие»

В понятие «легкие» входят анатомически сами легкие, дыхательные пути, кожа, нос с присущими легкими функциями: контроль над вдохом и выдохом (получение цун-чи), «расширением», то есть распространением по всему организму под воздействием легких чи, цзинь-е (соков тела) и крови. Кроме того, они обладают «очищающим» свойством (очищение организма и выведение из него воды и газа). Они несут также ответственность за состояние кожи и волосяного покрова тела. При изменении функций легких возникают изменения в коже (сухость, зуд), излечить их можно, оказывая лечебное воздействие на легкие. Окном в легкие является нос, зеркалом — волосяной покров тела.

«Селезенка»

По китайским представлениям она является второй «матерью» для организма человека (первая «мать» — почка). Китайские медики в это понятие включают анатомический орган селезенку, мышцы, жировую ткань, губы, а также придают селезенке следующие функции:

транспортировка и превращение в питательную субстанцию полученных от желудка продуктов (контроль питания);
транспортировка и подъем от желудка воды и влаги;
распределение питательных веществ (ку-чи);
контроль питания мышц;
контроль крови.
Таким образом, функция «селезенки» состоит в приеме, усвоении, дальнейшей передаче и распределении по всему организму питательных веществ. Происходит транспортировка к каждому органу того субстрата, который ему нужен. Контроль крови состоит в том, что селезенка препятствует ее выделению из сосудов и образованию кровотечений. Контроль питания мышц проявляется в снабжении мышц питательной субстанцией (ку-чи). Чи селезенки связана с циркуляцией крови — если функция селезенки нормальная, то кровь не выходит из кровяного русла, если же функция слабая, то теряется способность к ее сдерживанию, она выходит из русла, возникают гематомы, обильные месячные и др. Если чи селезенки нормальная, то мышцы имеют эластичную упругость, не устают. Если же, наоборот, чи селезенки ослаблена, то мышцы имеют дряблый вид, устают. Зеркалом селезенки являются мышцы конечностей, по ним можно судить о состоянии ее работы. И в то же время, регулярно и правильно нагружая конечности путем лечебной гимнастики, можно добиться хорошей работы селезенки. Окном селезенки является рот (губы). При крепкой чи селезенки у человека хороший аппетит, ощущение вкуса. При нарушении ее функций могут быть изменения вкуса и аппетита. При нормальной функции селезенки губы имеют розовый цвет, не трескаются, при пониженной функции (недостатке чи) губы вялые, поблекшие.

«Печень»

В понятие «печени» входит анатомический орган печень, расположенные на ее уровне оба бока туловища, с присущими ей функциями — распределение чи

по порядку к каждому органу (стремление к порядку чи), то есть транспортировка и выведение из организма различных веществ. Печень:

является депо крови и осуществляет ее регулирование;
контролирует выделение желчи;
ведает связочным аппаратом (сухожилия, фасции);
контролирует глаза (цвет, зрение).
Распределение чи по порядку означает, как мы уже говорили, распределение, фильтрацию и выведение различных веществ из организма, органа. Если чи печени не в порядке, это может привести к различным изменениям в психике и в пищеварении. Это может быть депрессия в сочетании с легкой возбудимостью, когда пациент подавлен и печален. У женщин может быть нарушение регулярности менструального цикла. Если чи печени находится в состоянии возбуждения, больной становится раздражительным, он может страдать бессонницей, видеть множество сновидений, испытывать головокружение. Но подобные нарушения могут быть вызваны и воздействием на психику человека, например, при сильном гневе и чрезмерной печали. Поэтому «печень любит порядок, она не любит печали, скорби и сильного гнева». По отношению к крови чи относится как предмет к его тени. Если чи печени блокировано, то кровь не движется, возникает разрегулирование месячных, изменяется свертываемость крови, возникают боли в области ребер и груди. Если сюда присоединяется еще гнев и ярость, может возникнуть покраснение склер глаз, случается кровавая рвота (чи печени поднимается в обратном направлении). Регулирующее воздействие печени на селезенку и желудок оказывает влияние на пищеварение. Функция печени как депо крови заключается в ее накоплении и выпуске необходимого количества при работе конечностей и мускулатуры. При болезнях печени возникают нарушения, связанные со снабжением кровью всех органов. Одновременно могут развиваться болезни крови, появляются судороги мышц, мелькание мушек в глазах, расстройство месячных, кровохарканье, выделения из носа. Лишь при хорошем обеспечении транспортировки крови печенью мышцы хорошо питаются. Это же относится и к связкам, которые, по взглядам китайской медицины, служат оболочкой мышц, то есть фасциями. Сухожилия и фасции составляют единую структуру. При нарушении распределения крови возникают судорожные подергивания конечностей. Зеркалом печени являются ногти. Бледный, тусклый их цвет свидетельствует об изменениях в печени. Окно печени — глаза. При нарушении функции печени возникат наушене зрения, особенно вечернего (сумеречного); могут болеть глазные яблоки.

«Почки»

В это понятие китайские врачи вкладывают анатомический орган почки, уши, волосяной покров головы, кости, мочеполовую систему, поясницу. «Почкам» присущи следующие функции:

накопление чжин (субстанции);
выработка мозга как костного, так и спинного;
руководство костями;
контроль за распределением воды;
осуществление контроля слуха. Накопленная субстанция чжин, связанная с чи почек, образует, так называемую, чжин-чи (субстанционно-функциональное начало). Начиная с детского возраста, количество чжин-чи у человека возрастает, благодаря чему происходит его рост, развитие, смена зубов. До наступления полового созревания чжин-чи почек постепенно увеличивается и остается на высоком уровне, определяя у мужчин способность к зачатию, выработке спермы, а у женщин — к регулярным месячным, способность к деторождению. В старческом возрасте происходит постепенное ослабление чжин-чи почек, функция их снижается, способность к зачатию, деторождению ослабевает и в конце концов затухает.
Шесть полых органов

«Желчный пузырь»

Желчный пузырь находится около печени и, по представлениям китайских авторов, накапливает желчь, которая, проходя в кишечник, способствует перевариванию пищи. При заболевании желчного пузыря, желчь поднимается вверх, создавая горький вкус во рту, рвоту, при этом возможна желтизна глаз и кожных покровов. Функция желчного пузыря оказывает влияние на психику, вызывая психические болезни, сопровождающиеся страхом, бессонницей, интенсивностью сновидений.

«Желудок»

В понятие «желудок» входит анатомически сам желудок и присущие ему функции приема и переваривания пищи, а также передача переваренной пищи дальше тонкому кишечнику. Переваренные, измельченные вещества всасываются и далее передаются селезенке, распространяясь по всему организму. При нормальной функции желудка его чи (функциональное начало) опускается вниз. При нарушенном состоянии желудка наблюдается обратный ход (чи желудка поднимается вверх), что сопровождается тошнотой и рвотой. В китайской медицине функции желудка придается большое значение. Если болезнь не повреждает его чи, то заболевание излечивается относительно легко, и наоборот. Это надо учитывать при назначении лекарств — вследствие повреждения чи желудка может нарушиться весь режим восстановления и распространения питательных веществ (восстановление аппетита при заболевании считается хорошим признаком).

«Тонкий кишечник»

Состоит из анатомического тонкого кишечника и присущих ему функций: разделения «чистых» и «замутненных» жидкостей. «Чистая» часть их направляется в селезенку, а «мутная» — в толстый кишечник. При его заболевании могут быть нарушения пищеварения, а также потеря воды и мочи. Кроме того, в функции тонкого кишечника входит отвод от сердца ненужных (патологических) веществ.

«Толстый кишечник»

В это понятие входит анатомический толстый кишечник и его функции: всасывание воды, сгущение кала и выведение его наружу. При заболевании возникает нарушение транспорта и выделения (понос при пустоте и запор — при полноте).

«Мочевой пузырь»

Анатомически находится в нижней части живота. Сюда также входят и его функции: накопление жидкостей и выведение мочи. При нарушении этих функций может возникнуть или недостаток выведения мочи, или потеря контроля за ее выделением.

«Три обогревателя»

Своего анатомического представительства этот орган не имеет, но функциональная его роль велика. В это понятие входят три части тела: верхняя, средняя и нижняя.
Верхний обогреватель находится выше диафрагмы и включает в себя плотные органы легкие и сердце. Средний — располагается в верхней части живота и включает в себя плотный орган селезенку и полый орган желудок. Нижний — находится в нижней части живота и включает в себя плотные органы почки, печень и полые органы — тонкий кишечник, толстый кишечник и мочевой пузырь. По взглядам китайской медицины, три обогревателя являются органом «испарения» в организме человека. Верхний ведает дыханием и кровеносными сосудами, осуществляет контроль за порами кожи. Средний — за перевариванием пищи. Нижний ответственен за фильтрацию, отделение «мутного» от «прозрачного», выводя из организма избыток воды и ненужные вещества. Таким образом, три обогревателя объединяют и согласовывают работу пяти плотных и шести полых органов.

Взаимодействие плотных органов

Полые и плотные органы тесно связаны между собой, образуя единый организм, который осуществляет гомеостаз (постоянство внутренней среды). Влияние органов друг на друга проявляется как при нормальном состоянии, так и при заболеваниях. Знание этих взаимодействий позволяет врачу распознать то или иное заболевание, назначить лечение, осуществлять прогноз и профилактику болезней.

Сердце и легкие

Для понимания их взаимодействия следует вспомнить, что сердце ведает кровью, а кровь, в свою очередь, перенося, например, питательные вещества от селезенки и кислород от легких, является «матерью» чи. Но отсюда следует, что чи является «повелителем» крови. Это всем понятно — в здоровом организме хорошее кровообращение, а при нормальном кровообращении сохраняется крепкое здоровье. Легкие ведают поступлением природной чи, а сердце ведает кровью, обеспечивая нормальное ее перемещение. При недостатке поступления природной чи возникает слабость функции сердца с появлением тромбозов, вследствие остановки крови. Сходная картина наблюдается при плохом поступлении кислорода: может возникнуть сердечно-легочная недостаточность и стенокардия. И, наоборот, если функция сердца ослаблена, то блокируется (застаивается) кровь в сосудах легких, вызывая удушье и кашель (сердечная астма).

Сердце и печень

Как мы уже говорили, печень отвечает за накопление крови (депо), а сердце ведает кровью, то есть они совместно решают задачу перемещения крови. При недостатке крови в сердце может возникнуть и недостаток крови в печени, сопровождающийся головокружением, мельканием в глазах, тремором конечностей и др. Кроме того, они вместе оказывают влияние на психическую деятельность человека.

Сердце и селезенка

Сердце ведает кровью, а селезенка вырабатывает и контролирует ее. При нарушении функции селезенки нарушается поступление питательных веществ в кровь, что выражается, например, в появлении жалоб на сердцебиение, ослабление памяти, наблюдаются слабость пульса, нездоровый цвет лица. Проявляется здесь и воздействие психической сферы — непродуктивные раздумья ведут к пустоте крови сердца, которое затем плохо снабжает ею селезенку, что в свою очередь вызывает нарушение образования крови.

Сердце и почки

Хотя сердце относится к плотным органам, оно больше выполняет ян-функции, так как находится в верхней части тела и относится к стихии «огонь». Почки относятся к инь, так как ведают водой и находятся в нижней части тела. Сердце и почки постоянно контролируют друг друга. Если наблюдается мало ян сердца, то его огонь не опускается вниз и не поддерживает тепло почек, и они не выполняют свою функцию по перемещению воды вверх, и возникает симптом сердцебиения, отеки. Также при недостатке инь почек не поддерживается сердце, ослабляется контроль за его ян-функцией. Возникают симптомы возбуждения, сердцебиения, бессонницы, наблюдается обилие сновидений. «Почка вырабатывает мозг, а сердце контролирует мысли». Поэтому они оба участвуют в психической деятельности человека.

Легкие и селезенка

Функция легких зависит от непрерывного снабжения их питающей субстанцией из селезенки. Кроме того, селезенка отвечает за перемещение влаги, а легкие ведают также перемещением жидкости организма вниз. Поэтому они работают совместно. Если нарушается функция селезенки по транспортировке влаги, то жидкость застаивается, вызывая мокроту, — отсюда кашель и одышка. И наоборот, если ослаблена функция легких, то нарушается отвод жидкости вниз, она скапливается, что неблагоприятно сказывается на функции селезенки — возникают отеки, вздутие живота, жидкий стул.

Печень и легкие

Печень — депо крови, а легкие осуществляют контроль чи. Если нарушается функция легких, состоящая в отводе чи вниз, нарушается функция печени, что сопровождается усталостью, ослаблением голоса, колебаниями настроения. Наоборот, когда нарушается порядок чи печени, наблюдается изменение функции легких (боль в груди, кашель, часто сухой, может быть с примесью крови).

Это интересно:  Какую технику приседаний выбрать

Почки и легкие

Легкие распределяют воду, направляя ее вниз, они — верхний источник воды. Почки осуществляют подъем жидкости и ее опускание, то есть они совместно с легкими ведают обменом жидкости в организме. При нарушениях их функции может возникнуть скопление воды и одышка (генерализованные отеки — вызывают отек легких). При здоровой функции легких хорошо поступает природное чи (например, кислород); растет количество субстанции (чжин-чи) в почках. В свою очередь нормальное прохождение чи через легкие контролируется почками. При недостатке чи почек у легких пропадает способность принимать чи, отсюда возникает одышка, удушье.

Печень и селезенка

Селезенка вырабатывает и контролирует кровь, а печень накапливает ее. Селезенка перемещает питательные вещества — это тесно связано с функцией печени. Эта функция нарушается, например, если человек возбужден, что ведет к разрегуляции функции селезенки и проявляется болями в области груди, отсутствием аппетита, метеоризмом, чувством переполнения после еды. И, наоборот, при нарушении функции селезенки ухудшается пищеварение, что влечет ослабление выработки крови, что сказывается на печени.

Селезенка и почки

Согласно взглядам китайской медицины, как мы уже говорили, в почках накапливается субстанция чжин, пополняющаяся после рождения человека за счет питательных субстанций селезенки. И в то же время транспортировочная функция селезенки зависит от теплоты (ян) почек. Таким образом, при недостатке ян почек нет обогрева ян селезенки, а при недостатке ян селезенки возникает недостаток ян почек.

Печень и почки

Печень накапливает кровь. Почки накапливают субстанцию (чжин). Накапливание крови печени тем самым зависит от количества чжин в почках. И наоборот, накопление чжин почек зависит от накопленной в печени крови. Если ее количество снижается ниже критического уровня, то субстанция чжин в почках не пополняется. Это в свою очередь ведет к дальнейшему снижению количества крови, вследствие чего чжин опять не пополняется. Образуется своего рода порочный круг, который надо прервать, воздействуя лечебными методами.

Взаимодействие печени и почек, их способность ослаблять или усиливать друг друга обусловлено и тем, что они принадлежат к «нижнему обогревателю».

Взаимодействие плотных и полых органов

Согласно представлениям китайской медицины и исходя из теории инь-ян, каждый плотный орган имеет связь с полым органом:

сердце с тонким кишечником;
легкие с толстым кишечником;
селезенка с желудком;
почки с мочевым пузырем;
печень с желчным пузырем.
Эти связи определяют внутренние взаимоотношения и развитие патологических синдромов.

Связь между сердцем и тонким кишечником прослеживается, например, при заболевании (жаре) тонкого кишечника, когда возникают воспаления во рту и на языке в виде изъязвлений.

Связь между легкими и толстым кишечником проявляется в том, что, например, при приступах удушья, сопровождающихся повышенной температурой, наблюдается запор. Поэтому лечение многих синдромов легких осуществляется через толстый кишечник.

Селезенка и желудок — органы пищеварения. Желудок осуществляет переваривание пищи и ее дальнейшее перемещение в кишечник, а селезенка ведает перемещением и распространением питательных веществ к каждому органу. Если нарушается функция селезенки, возникают жалобы по поводу желудка (потеря аппетита, чувство переполнения после приема пищи, общая слабость). Возникает блок, и чи желудка «может пойти в обратном направлении». Могут появиться рвота, отрыжка, что неблагоприятно сказывается на селезенке.

Почки связаны с мочевым пузырем. Важнейшей его функцией является «испарение» соков организма и выведение мочи. Контроль за этим осуществляется почками, при достаточном количестве их чи мочевой пузырь хорошо удерживает воду, нормально открывается и закрывается. Если чи почек слаба, то функции мочевого пузыря нарушаются.

Желчный пузырь соединен с печенью. Он накапливает и выделяет желчь, которая образуется в печени, и поддерживает пищеварение в желудке и кишечнике. При нарушении функции печени наблюдается изменение в образовании желчи. И в то же время нарушение процесса выделения желчи оказывает неблагоприятное воздействие на печень. Поэтому все лекарства, способствующие работе печени и приведению в нормальное состояние ее чи (функционального начала), оказывают воздействие на выделение желчи.

Взаимодействие полых органов

При непрерывной передаче питательных веществ через все шесть полых органов периодически наполняется или опустошается каждый из них. Если такое свободное прохождение через них нарушается, то возникает заболевание.

Итак, мы рассмотрели концепцию чжан фу — взаимосвязь между органами как полыми, так и пустыми, их взаимодействие между собой по отдельности, что в целом обеспечивает стойкое поддержание гомеостаза (динамическое постоянство внутренней среды).

Благодаря этим взаимосвязям, можно проводить диагностику заболеваний, осуществлять лечение и профилактику болезней.

Шесть причин

Ветер

Самое сильное патологическое начало, которое быстрее других воздействует на человеческий организм. Часто сопровождает другие патологические начала. «Ветер» разделяется на наружный и на внутренний. «Наружный ветер» воздействует на человека извне. Например, при простуде появляется летучая головная боль, кашель, легкий озноб, выделение из носа. «Внутренний ветер» возникает вследствие нарушений функций печени (недостатка ее инь) или недостатка крови (малокровия, потери крови и др.). Вследствие этого может появиться зуд кожи с быстрой сменой мест локализации. Это патогенное начало («ветер») часто действует в весеннее время.

Холод

Патогенное начало, которое также бывает внешним и внутренним. «Наружный холод» проявляется, например, переохлаждением (при низкой температуре), боязнью холода, постоянной болезненностью участков тела, болью в суставах с отсутствием летучести, кашлем, часто с бесцветной мокротой.

Если наблюдаются ноющие боли в груди без иррадиации, в спине, холодные конечности, бледный цвет лица, бесцветная рвота (водянистая рвота), заложенность за грудиной, у женщин это часто может проявляться множеством белей без запаха — эти состояния расцениваются как «внутренний холод». Заболевания с такими синдромами чаще появляются зимой.

Зной

Это патогенное начало воздействует на организм чаще летом, больше в жаркое время. В случае перегрева на солнце появляется усталость, головокружение, сердцебиение, сильная потливость, жажда, иногда потеря сознания.

Сырость

Подразделяется на наружную и внутреннюю. «Наружная сырость» часто воздействует на человека во влажное время года, больше в конце лета, начале осени. Длительное пребывание в сырых условиях (работа в воде, сырой комнате) неблагоприятно воздействует на организм. Человек испытывает холод, тяжесть в теле, появляется вялость мимики. «Внутренняя сырость» проявляется в плохом аппетите, неоформленности стула, мутном цвете мочи, отсутствии ощущения вкуса пищи, желания пить воду. Все это следствие ненормальной работы селезенки.

Сухость

В конце осени погода в Китае очень сухая, поэтому считается, что сухость воздействует на человека больше в это время года. Различают наружную и внутреннюю сухость. Сухость во рту, першение в горле, жажда, сухой кашель, трещины губ, малое количество мокроты — говорят о «наружной сухости». Сухость слизистых, запор, малое количество концентрированной мочи — свидетельствуют о «внутренней сухости».

Огонь

Когда воздействует большое количество наружного жара, то он переходит в огонь. Он бывает «полным» и «пустым». Если имеются изъязвления слизистой языка, полости рта, появляется желтая мокрота, запах изо рта, боль в деснах, темная моча с частыми позывами на мочеиспускание — это «полный огонь». Если определяется жар в пяти центрах, бессонница, наблюдается потливость, особенно ночью, шум в ушах, головокружение — то это «внутренний огонь».

Все это составляет шесть патологических начал, воздействующих на организм. Если человек крепок, имеет достаточное количество чи (органы работают оптимально), то при воздействии этих патологических начал заболевания не происходит. И наоборот, если организм в целом слаб, функции органов ослаблены, то при резких колебаниях погоды он не успевает приспособиться к их воздействию, и человек заболевает.

Терминология китайской медицины. К постановке вопроса

Статья просмотрена: 970 раз

Библиографическое описание:

Китайская медицина, как традиционная, так и современная, всегда пользовались повышенным интересом в мировом медицинском сообществе. Однако существуют барьеры для понимания медицины восточной Азии ввиду ее специфичности. Ни в коем случае нельзя приравнивать термины западной медицины к терминам традиционной китайской медицины, так как это может привести к фатальным ошибкам. Все дело в ином подходе к человеческому телу и методам лечения. Другая проблема состоит в том, что пока не сформирована единая терминологическая база, тем, кто заинтересован в китайской медицине, приходится сталкиваться с проблемами перевода. Такие проблемы возникают из-за многозначности иероглифов и метафоричности терминов. Данная тема затрагивалась ранее в статье Хоречко У. В. «К вопросу образования китайских медицинских терминов», где говорилось о том, что «В китайско-русских словарях обычно можно встретить только общеупотребительное значение слова, из которого не всегда понятно, какое значение тот или иной термин несет в контексте медицины» [1, c. 203–205]. Для того чтобы начать разбираться в терминологии китайской медицины, необходимо понять природу традиционного врачевания. Ведь язык китайской медицины является специализированной формой китайского языка, используемого в медицинской среде.

Более трех тысяч лет назад к китайцам пришло понимание человеческого тела и его недугов, и оно отчасти заменило старые представления. Теперь, тело стало рассматриваться в качестве империи, в которой посредством хорошо организованной политической иерархии обеспечивается плавное взаимодействие всех его частей. В соответствии с новыми взглядами на здоровье и болезни, которые подчиняются законам природы, знание этих законов в свою очередь способствует вмешательству в болезненные процессы и восстановлению организма. Данная «революция» произошла не спонтанно, а в результате расцвета философской мысли, которая рассматривала помимо всего прочего и здоровье общества, как субъект естественных законов Дао. Следуя конфуцианской мысли, человек может обеспечить для себя стабильную жизнь, правильно питаясь, одеваясь, и ведя умеренный образ жизни. Однако, воздействие факторов внешней среды, таких как холод, жар, ветер, сырость, сухость и летний зной могут спровоцировать болезнь. Заболевания, связанные с вышеупомянутыми внешними факторами тесно связаны с сезонами года. Отдельное место в ТКМ занимает учение о ИНЬ-ЯН и Теория пяти элементов (У-СИН). Остановимся на каждой из них поподробнее.

Общие явления ИНЬ-ЯН

Как учение о ИНЬ-ЯН стало детерминированной доктриной, так вещи и явления, которые имели естественные дополнительные противопоставления, смогли классифицироваться как инь и ян согласно не только своей природе, но также взаимосвязи и взаимодействии между собой. В медицине Инь и Ян выступают классификаторами частей тела, внутренних органов и физиологических веществ, и их движением в теле вверх-вниз, вовнутрь или наружу. Все это сочетается с пониманием основных физиологических процессов, сформированных из рудиментарных анатомических наблюдений. Учение о Инь и Ян не проливает свет на подробную работу внутренних органов, однако служит продуктивной основой для понимания взаимосвязи между ними. Результатом потери относительного равновесия ИНЬ-ЯН их избытком или недостаточностью является возникновение заболевания. В ТКМ ИНЬ и ЯН также подразделяются как два типа патогенных факторов. При внедрении патогенного фактора ИНЬ происходить его преобладание и повреждение ЯН, что проявляется синдромами «холода типа избытка». Также, наоборот, при превалировании ЯН идет повреждение ИНЬ, что проявляется синдромами «жара типа избытка». Если же Ян истощена, то происходит преобладание ИНЬ и сопровождается синдромами холода типа недостатка и наоборот.

Теория Пяти элементов (У–СИН) довольно сложна, но последовательна. Она отражает пять категорий окружающего мира: дерево木, огонь 火, земля 土, металл金 и вода水. Все Пять элементов имеют различные свойства, однако взаимосвязаны друг с другом и имеют прямую зависимость. Двумя неотъемлемыми свойствами Пяти Элементов являются активация и угнетение. Так, дерево активирует огонь, огонь-землю, земля-металл, металл-воду, вода-дерево. При угнетающей связи, дерево угнетает землю, земля — воду, вода-огонь, огонь — металл, металл-дерево. Основные идеи таковы: каждый внутренний орган относится к определенному элементу, при повреждении какого-либо органа происходит реакция со стороны других органов, что называется трансмиссией заболевания. В соответствии с теорией У-СИН, данная передача может осуществляться по активирующим и угнетающим связям. ЦЗАН-ФУ-органы — это общее название органов человека, и оно включает в себя 5 ЦЗАН- органов, и 6 ФУ-органов, а так же «необычные ФУ — органы». [2, с. 31]. Для более простого понимания, предоставляем вашему вниманию таблицу, в которой соотнесены элементы и органы:

Что подразумевает под собой загадочный Сань-Цзяо? Его можно расшифровать как три части тела: до диафрагмы — ШАН-ЦЗЯО (сердце и легкие), между диафрагмой и пупком — ЧЖУН-ЦЗЯО (селезенка и желудок), ниже пупка — СЯ-ЦЗЯО (почки, кишечник и мочевой пузырь). Главной его функцией является направление энергии ЧИ (жизненной энергии) и помощи в циркуляции жидкости тела.

Мы попытались описать основные положения ТКМ: те системы взаимодействия элементов между собой и их влияние друг на друга, без которых традиционная китайская медицина не может называться традиционной. Из всего вышесказанного становится понятным, что большая часть элементов ТКМ относится к натурфилософии. Основные термины, такие как水shui (Вода), 土tu (Почва), 金jin (Металл), 风feng (Ветер), 木shu (Дерево), 火huo (Огонь), 熱 — 寒re — han (жар и холод) являются частью философской терминологической лексики и имеют свои прямые эквиваленты.

Это интересно:  Быстрое суфле из творога: превосходный завтрак!

Кроме всего прочего, нельзя пропустить ранее упомянутый факт, который говорит нам о метафоричности терминов китайской медицины. Понятие метафоры, классической формы семантического расширения, существует с древности, но это по большей степени считается стилистическим приемом писателя или оратора. Метафора имеет большое значение в подходе к пониманию любого интеллектуального продукта цивилизации. Писатель из Германии Пол Уншульд утверждает, что развитие медицинских идей может быть понято только в том случае, когда словарный запас китайской медицины рассматривается в контексте экономических, социальных, политических и философских вопросов. Выбор метафоры может быть и не случайным, он может и отражать происхождение самого понятия.

В любой терминологии, слова, которые не используются в их первоначальном значении, используются в расширенном смысле. В терминологии китайской медицины наиболее распространена метафоричность (например, 血海xuehai, море крови). Тем не менее, есть определенные трудности в распознавании того, используются ли слова в широком смысле или нет. Мы придерживаемся той точки зрения, что метафора в самом широком смысле включает в себя не только саму истинную метафору, но и сравнения и метонимии. Также категорией метафоры выступают и эпитеты. Истинные метафоры наиболее часто употребляемы.

Метонимия используется в качестве части, представляющей целое, или используется для наименования одного объекта для целого класса, к которому принадлежит объект. В китайской медицине 穀gu, злаки, означает пищу в целом, а 水, shui, вода, означает жидкости или напитки. Это и является метонимией.

Использование термина 脉, mai, сосуды, для обозначения движения в сосудах, т. е. пульса, можно также рассматривать как метонимию. Термины ИНЬ и ЯН первоначально значили тенистую и темную стороны горы, однако за появлением учения о ИНЬ-ЯН мы стали классифицировать метонимическикакие-ибо предметы в системе. Кроме того, пять элементов 木 дерево,火 огонь,土 земля,金 металл,水 вода ,также могут рассматриваться как метонимия.

Сравнение отличается от метафоры тем, что акт сравнения является явным. Именно поэтому Ньюмарк называет сравнение «более осторожной формой метафоры». Китайские медицинские писатели обычно используют сравнение для описания различных явлений. 下焦如渎xiàjiāorúdú- нижний «обогреватель», как скважина (нижний центр (кишечник и органы выделения)); 白如枯骨báirúkūgǔ — белый, как сухая кость.

Метафорический эпитет — это слово или фраза, описывающая абстрактные характеристики субъекта (его функции) путем приравнивания к другому субъекту, обладающим сходными характеристиками. В первом из приведенных ниже примеров кровь описывается как «матерь ци». Когда мы осознаем значение метафоры, мы понимаем, что эта фраза не имеет генеалогической связи между ЦИ и кровью. Дело в том, что кровь питает ЦИ, как мать кормит дитя. Метафорические эпитеты это некая специфическая форма описательной метафоры. 气为血之帥qìwéixiězhishuài — ЦИ направляет кровь; 将军之官jiāngjūnzhıguan — внутренний орган подобен генералу/ — печень.

Фразеологизмы, используемые в медицинской лексике можно классифицировать по разным группам, в зависимости от их составляющих. Например, это могут быть фразеологические единицы, относящиеся к частям тела или физиологии. Например:

凫骨fugu, — ребра дикой утки /реберные дуги;

五轮wǔlún — пятиколёсный/ (веки, уголки глаз, белкИ, радужная оболочка, зрачки);

喉管hóuguǎn — глотка, глоточная трубка;

三焦sānjiāo три обогревателя — один из шести Фу-органов, включающий верхнее (легкие, сердце), среднее (желудок, селезенка), нижнее (печень, почки, мочевой пузырь) Цзяо;

营气yíngqì — питающие жизненные силы (циркулирующие померидианам; напр. артериальная кровь);

宗气Zōngqì — наследственная ЦИ;

君火jūnhuǒ жар от сердца; сердце;

命门之火mingmenzhihuo — врата жизни во огне / жар в почках;

龙雷之火longleizhihuo, — огненные дракон и гром,т. е. врата жизни в огне/ жар в почках;

后天之本houtianzhı ben — основа позднего рая (приобретение конституции);

髓海suǐhǎi — море костного мозга/ мозг (головной);

玉海yùhǎi — море из нефрита /мочевой пузырь;

气街 — дорога ЦИ/ проход ЦИ;

Выискивая особенности терминологии китайской медицины, можно также прийти к выводу о том, что китайская медицина не брезгует и заимствованиями и кальками (семантическими заимствованиями), которые делятся на чисто фонетические и полу-фонетические. Например: 卡波卡因kǎbōkǎyīn — карбокаин; 咖啡因kāfēiyīn — кофеин; 艾滋病- àizībìng, СПИД;休克- xiūkè, шок (мед. смысл); 海洛因- hǎiluòyīn, героин; 鸦片- yāpiàn, опиум; 吗啡- mǎfēi, морфин; 阿斯匹林- āsīpǐlín, аспирин; 爱克斯光 àikèsīguāng — х- лучи (爱克斯 àikèsī- от англ. Х -iks); 埃可病毒 āikěbìngdú- ECHO-вирусы.

Кальками называются заимствования иностранного слова или выражения посредством буквального перевода. Т. е. средствами принимающего языка они точно воспроизводятся, при этом сохраняя морфологическую структуру.

В основном, большая часть масса современной китайской терминологии — это разновидные кальки. Если рассматривать структуру этих слов, то они состоят из китайских элементов. А если источник возникновения- то это заимствования, т. к. вводится в обиход заимствующего языка раннее отсутствующие в нем значения.

Структурные. Дают буквенный перевод каждого структурного элемента

超基因chāojīyīn- суперген, 超chāo– супер-, сверх-, + 基因jīyīn- ген; 两性现象liǎngxìngxiànxiàng- двуполое явление;两性liǎngxìng- двупольный +现象xiànxiàng — явление.

Этимологические раскрывают содержание калькируемого слова

突变tūbiàn- мутация; 突tū- внезапный + 变biàn- изменение; 人本学rénběnxué- антропология; 人rén- человек + 本běn- корень, исток + 学xué- учение; 变形虫biànxíngchóng- амеба; 变biàn- изменять +形xíng — форма + 虫chóng- насекомое.

Полукальки — разновидность калек, которые своей звуковой частью говорят нам об иноязычном происхождении. Они являются связующим звеном между кальками и фонетическими заимствованиями. Полукальки могут быть только структурными, т. к. определенной части иностранного термина соответствует определенная часть в китайском образовании. 尼他病毒nítābìngdú- нитавирус; 尼龙骨锤nílónggǔchuí- нейлоновый моток.

Из всего выше сказанного, можно сделать выводы о том, что терминология китайской традиционной медицины базируется на основных положениях натурфилософии и является зеркалом китайской самобытной культуры, так же отличается наличием метафор. Тело воспринимается как система с непрерывным взаимодействием и влиянием органов в ней. Терминология современной медицины изобилует заимствованиями и кальками в связи с западным влиянием на нее. Однако не теряет своей специфики, так как метафоричность также широко распространяется на всю терминосистему. Она в свою очередь отражает мировосприятие китайского народа посредством создания медицинской терминологической базы. При переводе терминов китайской медицины необходимо брать во внимание многозначность входящих в одно понятие элементов. Также необходимо обращаться к этимологии. Многие авторы по медицинской литературе используют этимологию в качестве основы, и переданное значение может привести к «этимологическому заблуждению». Точно так же, многие слова, основанные на смысловом и фонетическом базисах, сами не несут никакого смысла. Не смотря на то, что этимология иногда становится полезной исходной точкой, нельзя забывать, что при переводе китайской медицины необходимо избегать большого количества этимологических описаний.

1. Хоречко У. В. К вопросу образования китайских медицинских терминов / У. В. Хоречко, А. В. Гончарова // Молодой ученый. — 2010. — № 12. Т.1. — С. 203–205

2. Овечкин А. М. Основы чжень-цзю терапии. Саранский филиал СП «Норд», изд. «Голос», 1991. — 417с

3. Unschuld P U (1990) Forgotten Traditions of Ancient Chinese Medicine. Brookline MA, ParadigmPublications.

4. Dictionary of Traditional Chinese Medicine. HongKong: CommercialPress

WEBMEDCHINA.RU

Сезонность

Характер продуктов

Диагностика

Выбор продуктов

Характер лекарств

Поделиться

БУ
Восполнить, тонизировать, добавить.

ВЕТЕР
Понятие, охватывающее движение, а так же идею распространения возбудителей болезней по воздуху. Обычно относится к внешним вредным факторам.
Внутренний ветер (内风 нэй фэн) возникает при нарушении функций печени, которая, как и ветер, относится к элементу Дерево. В отличие от синдрома внешнего ветра, обычно носит хронический характер, характеризуется дрожью, судорогами , нехарактерными положениями тела.

ВЛАГА, ВЛАЖНОСТЬ
Загустение жидкостей организма.
Нормальные жидкости организма (Цзинь Е) увлажняют и смазывают кожу, слизистые оболочки, синовиальныеткани и т.п. Если жидкости сгущаются и становятся концентрированными, они превращаются во вредную Влагу.

ВНЕШНЕЕ
Дисбаланс, возникающий по внешним причинам.

ВНУТРЕННЕЕ
Дисбаланс, возникающий по внутренним причинам.

ЖАР
Гиперфункция, чрезмерная реакция.
Восполительный процесс.

ИНЬ в традиционной китайской медицине
Относительное понятие.
В организме структура (материальная основа — питательные вещества, ткани, жидкости тела, кровь) относятся к Инь, а функции — к Ян.
Так же к инь относятся:
Ци со свойствами питания и увлажнения.
Цзин.
Цзан-органы.
Диагностические критерии — холод, состояние пустоты, внутреннее.
Хронические заболевания.

МЕРИДИАНЫ
Пути, по которымв человеческом теле протекает энергия Ци.

Наполненность ( Ши )
Избыток определённого вещества в организме, приводящий к дисгармонии.

ОГОНЬ
Крайнее проявление тепла.

ПОЛНОТА
Гиперфункция органа и чрезмерная реакция на стресс и инфекции.

ПРИЁМ ПРЕПАРАТОВ
Тяо, бу — до еды. Се — сразу после еды.

ПУСТОТА (Сюй )
Гипофункция органа, пониженная устойчивость к стрессу и инфекции.
Слабость и недостаточность защитных сил.

СЛИЗЬ
Патогенная жидкость.
Густое вещество, которое возникает при застое Влаги или при воздействии Тепла и Холода на обычную слизь.

СУХОСТЬ
Недостаток Инь, ведущий к недостатку жидкости.

СЫРОСТЬ ПАТОГЕННАЯ
Связана с патогенными микроорганизмами в напитках и пище.
Симптомы: тяжелая голова, застойные явления в груди, болезненные конечности и суставы, небольшая лихорадка и понос.

ТЕПЛО
Влияние Ян, вызывающее излишнюю стимуляцию.

ФЛЕГМА
Патологическое вязкое вещество, скопленное в пораженном органе или ткани.

ФУ-органы
Полые, относятся к ЯН:
желудок, толстая кишка, тонкая кишка, желчный пузырь, мочевой пузырь, и условный орган — тройной обогреватель.
Их главной функцией является переваривание и всасывание пищи, а также удаление различ­ных шлаков из организма.

ХАРАКТЕР ПРОДУКТА ( ЛЕКАРСТВА)
Определенный тип воздействия пищи на организм человека. По китайской медицине все продукты подразделяются на «холодные», «прохладные-освежающие», «теплые» , «горячие», «нейтральные» .

  • холодное уменьшает избыток ян;
  • освежающее пополняет кровь и соки,;
  • нейтральное в первую очередь пополняет ци,’
  • теплое повышает ян;
  • горячее изгоняет холод.

ХОЛОД
Гипофункция, дегенеративные процессы.

ЦИ
Жизненная сила, энергия.

Цзан-органы.
Плотные, паренхиматозные органы, они относятся к ИНЬ:
печень, сердце, легкие, почки, селезенка.
Главной их функцией является переработка и хранение питательных веществ, жизненной энергии ЧИ, крови и жидкостей тела.

ЦУНЬ
Мера длины, наименьшая единица в традиционной китайской системе измерения расстояний. Ширина большого пальца левой руки по линии, проходящей через угол ногтевого ложа.

ЯН в традиционной китайской медицине
Функциональная активность организма.
Ци со свойствами активации и прогревания.
Шень.
Фу-органы.
Критерии диагностики — жар, ощущение избытка, наружное.
Острые заболевания.

Методики китайской медицины

ЛЕЧЕБНЫЙ МАССАЖ
Направлен на расслабление мышц и улучшение циркуляции крови и энергии Ци.

ИГЛОУКАЛЫВАНИЕ
Воздействуя на отдельно взятые активные точки , налаживает энергетическое сообщение меридианов.

МАССАЖ ГУАША И БАНОЧНЫЙ МАССАЖ
Направлены на выведение из организма токсинов и патогенных факторов (таких как жар и ветреный жар).

МОКСОТЕРАПИЯ
Выводит из организма «ветреный холод» и «влажный ветер», а также повышает общий тонус организма.

ПРИЛОЖЕНИЕ ІІІ. ПОНЯТИЯ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Терминология традиционной китайской медицины, встречающаяся в книгах различается, в зависимости от автора или стиля перевода. В целях большей ясно­сти ниже дается толкование приводимых в данной книге слов и понятий.

Один из шести внешних вредоносных факторов, которому свойственны такие энергетические качества, как стремительность, подвижность, быстрый приступ и изменчивость.

Одно из восьми энергетических начал. Внешнее обладает природой ян по отношению к внутреннему (инь). Относится к внешним и поверхностным частям тела: кожа, волосяной покров, поверхностные мыш­цы и меридианы.

Одно из восьми энергетических начал. Внутреннее обладает природой инь по отношению к внешнему (ян). Относится к внутренним компонентам тела: внутренним органам, костям, внутренним меридианам.

Способ устранения энергетической недостаточности. Возбуждение связано с лечением или приемом, позволя­ющим повысить недостаточный энергетический уровень (например, возбуждение недостаточного инь легких). Синонимы: пополнение, укрепление, питание, усиление.

Определенный объем энергии (холода, сырости, жара и т. п.), способный нарушить равновесие, вы­звать недуг.

Разновидность ци в организме. Врожденная ци представляет собой сочетание ци, наследуемой чело­веком от обоих родителей при зачатии. Это та осно­ва, на которой зиждется развитие и конституция ре­бенка. Синонимы: наследственная ци, прежденебесная сущность, дородовая ци, врожденная сущность.

ВТОРЖЕНИЕ ВНЕШНИХ ВРЕДОНОСНЫХ ФАКТОРОВ

Вторжение одного или нескольких болезнетворных факторов сквозь внешнюю защиту организма. К ним относятся: ветер (кит. фэн), холод (кит. хань), сухость

(кит. цзао), сырость (кит. ши), огонь (кит. хо), летний жар (кит. шу). Совокупные свойства вторгшихся пагуб­ных факторов воздействуют на энергетическое состоя­ние организма. Синонимы: шесть разрушительных воз­действий, шесть внешних пороков или зол (кит. лю инь).

Одно из восьми энергетических начал, проявляе­мых в организме. Выражается ощущением жара в теле, повышенной температурой, тягой к холоду, обжигаю­щей болью. Жар обладает природой ян по отноше­нию к холоду (инь).

Характеризует медлительность движения. Может быть застой ци, крови, флюидов или других пере­двигающихся в организме физиологических жидкостей. Синоним: стаз (греч. stasis — неподвижность).

Разновидность ци в организме. Отвечает за вне­шнюю защиту тела. Она препятствует вторжению в организм внешних болезнетворных факторов. Сино­ним: оборонительная и,и (кит. вэй ци).

Характеризует явления, имеющие выраженное ве­щественное содержание. Инь соотносится с женским началом, материей, структурой, формой, сжатием, опусканием, холодом, водой, зимой, покоем, слабос­тью, пониженной функцией и т. п.

Представление о двух началах, проходящее крас­ной нитью через восточную философию и восточную медицину. Все явления во вселенной предстают пара­ми взаимодополняющих противоположностей. Несмот­ря на противоположность, вместе инь и ян образуют единое целое и оказываются взаимозависимы. Ничто не наделено только началом инь или только началом ян. В норме инь и ян полностью уравновешены.

Это интересно:  Бады для роста волос, лучшие бады для укрепления волос

Кровь обладает природой инь по отношению к ци (ян). Это жидкая субстанция, обеспечивающая орга­низм питанием, влагой и строительным материалом.

Главные пути, по которым движется по телу ци, кровь и флюиды. Меридианы обеспечивают сообще­ние в организме, соединяя его в единое целое. Сино­нимы: сосуды, каналы, жилы.

Характеризует энергетическую природу дисбалан­са, болезни или недуга. Определяет нарушение взаи­модействия между энергетическими функциями орга­низма (например, избыточное ян печени).

Энергетическое воздействие данного лечебного при­ема (например, очищение меридиана Легких от скопив­шегося жара посредством массажного приема с разми­нанием) приводит к уменьшению, удалению каких-либо симптомов.

Одно из лечебных мероприятий традиционной китайской медицины. Данный метод пытается посред­ством повседневной пищи влиять на энергетическое состояние. Пищевая терапия играет весьма существен­ную роль в проводимом лечении, являясь неотъемле­мой частью повседневной жизни.

Одно из восьми энергетических начал. Полнота обладает природой ян по отношению к пустоте (инь). Это энергетическое состояние характеризуется избыт­ком или переполнением (например, полнота в мери­диане Легких). Синонимы: переполнение, избыток.

Одно из восьми энергетических начал. Пустота обладает природой инь по сравнению с полнотой (ян). Пустота описывает энергетическое состояние, харак­теризуемое слабостью или недостаточностью (напри­мер, пустота в меридиане Легких). Синонимы: недо­статок, отсутствие, нехватка.

Данное понятие включает все жидкости организма, исключая кровь: пот, слюну, мочу и т. п. Основная задача соков — увлажнение, смазка и питание.

Один из шести вредоносных факторов. Сырость как болезнетворный фактор наделена природой инь и характеризует погодную сырость либо сырость среды обитания. Сырость вызывает такие качества, как тя­жесть, липкость и медлительность.

Весьма тонкая первичная субстанция. Представляет собой накопленную врожденную и приобретенную (послеродовую) энергии, которые закладывают основу роста, становления человека, качества его жизни и долголетия. Сущность — первичная, основополагающая субстанция, поддерживающая остальные энергетичес­кие функции организма. Синоним: семя (кит. цзин).

Использование веществ, извлекаемых из растений, животных и минералов, для воздействия на энергети­ческую природу тела в виде наружного или внутрен­него средства.

ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ МЕДИЦИНА (ТКМ)

Реорганизация китайской медицины, предпринятая в Китайской Народной Республике после победы революции 1949 года. Становление ТКМ позволило объединить в единое целое многие не стыкующиеся ранее отрасли китайской медицины. Сегодня в КНР традиционная китайская медицина признана норма­тивной в системе здравоохранения, а в США среди прочих восточных систем занимает ведущее место.

Одна из трех ведущих отраслей традиционной китайской медицины. Туй-на — использование руч­ных приемов для воздействия на энергетическое со­стояние организма. Метод известен с VII в. до н. э. С XIV по XX в. разработана уникальная система детского массажа. Синонимы: точечный массаж, тра­диционный китайский врачебный массаж.

Одно из восьми энергетических начал, проявляе­мых в организме. Выражается ощущением холода в теле, жаждой тепла, спазмами, уплотнением и непро­ходимостью.

Трудное для перевода слово (поэтому однозначно не переводится). Ци — крайне тонкая вибрация, или энергия, не проявляемая в вещественном виде. Одна­ко воздействие ци и его последствия легко определя­ются на вещественном уровне. Например, надавлива­ние пальцем на ту или иную точку сообщает в итоге и врачу и больному некие ощущения от воздействия ци (наподобие пощипывания, тепла, движения и т. п.). Синонимы: энергия, эфир, прана, дыхание, жиз­ненная сила.

Внешнее проявление внутренней сущности. Шэнь характеризует общее физическое, психическое и ду­ховное состояние энергетической природы человека. Синонимы: дух, разум, сознание.

Характеризует явления, имеющие выраженное энер­гетическое содержание. Диалектическая противополож­ность инь. Ян соотносится с активной деятельностью, подъемом, расширением, невещественностью, жаром, огнем, летом, силой, быстротой, повышенной функ­цией и т. п.

Медицинский центр «Ян»

Лечение в Даляне

Китайская медицина

Основные теории и понятия ТКМ

Традиционная китайская медицина представляет собой строгую научную систему, построенную на опыте, накопленном за тысячелетия её существования. Мы надеемся, прочтение этого материала даст вам минимальные необходимые знания для того, чтобы понять основы и суть лечения методами ТКМ и облегчит общение с докторами ТКМ. Мы рекомендуем вам прочитать статьи этого раздела перед началом лечения в нашей клинике.

Китайская традиционная медицина обобщает практический опыт, накопленный Китаем в борьбе с болезнями на протяжении более 4 тысячелетий. Ее теория — это систематическое научное знание, основанное на диалектике всего существующего. К примеру, согласно принципам ТКМ диагноз пациенту ставится на основе общего анализа физических, климатических, географических, моральных и социальных факторов, истории болезни и только потом назначается метод лечения, выписываются лекарства. Поэтому зачастую одинаковые по симптоматике болезни лечат разными методами, а разные болезни — одинаковым методом. Простуда, например, в зависимости от времени заболевания, состояния болезни и физического состояния пациента делится на простую простуду, гpипп и лихорадку и соотвественно лечится разными средствами.

Кроме того, диалектический характер ТКМ воплощается в основных теориях китайской медицины — учениях об Инь-Ян, У Син (5 основных элементов), Сычжэнь баган (метод диагностики), Вэйци инсюе (питающая и защищающая энергия Ци) и Уцзан люфу (учение об органах).

Один из главных принципов, лежащих в основе китайской медицины — это принцип равновесия. Природа не может находиться в неуравновешенном состоянии, поэтому баланс должен соблюдаться во всем: в природных явлениях, в человеческом теле и духе. Постоянное равновесие обеспечивает здоровье человека, а с исчезновением этого равновесия возникает болезнь. Поэтому китайский врач, в первую очередь, стремится сохранить это равновесие в здоровом теле и восстановить его — при болезни.

В последние годы в мировой медицине наметилась главная тенденция слияния человека с природой и возвращения его к естеству, что всё более убедительно доказывает научность китайской медицины. Вот что сказал по этому поводу профессор Мюнхенского университета Manfred B. Porkert: «Если внимательно прочитать в трудах о китайской медицине главы о внутренних органах, то можно заметить, что почти все описания представляют из себя модель сложных, взаимозависимых жизненных функций и кругового движения. Эту модель можно назвать «функциональным кругом», который равносилен новой схеме в ядерной физике. ».

Для жизни, чтобы она была возможна со всем её богатым многообразием, с её безграничным потенциалом добра и зла, необходимым условием является соблюдение принципа единства и борьбы противоположностей. На основе понимания этой двойственности в китайской философии возникло понятие о взаимодополняющих противоположностях, которые китайцы называют «Инь» и «Ян».

Эти две принципиальные крайности стоят в корне образа жизни китайцев: ими охвачено всё их искусство, литература и философия, они также воплощены и в теории традиционной китайской медицины. Эти принципы признаются до некоторой степени и на Западе. Здесь тоже разделяют каждое явление на его два противоположных компонента: мужчина и женщина, твёрдый и мягкий, добро и зло, положительные и отрицательные электрические заряды — все они являются противоположными проявлениями одного и того же явления. Но на Западе никто не формулировал эту полярность как универсальный закон, как это сделали китайцы, для которых вечное взаимодействие Инь и Ян является краеугольным камнем их мышления.

Китайский подход к здоровью носит холистический, целостный характер, когда акцент делается на всей личности пациента, а не на её составных частях. Он включает не только борьбу с вредоносными микроорганизмами и нормальное функционирование органов, но и гармоничное отношение к себе и к другим людям, адаптированность к климатическим и другим условиям окружающей среды и гармонию с миром. А если человек заболевает, то китайский врач будет исследовать причину, пытаясь соотнести эту болезнь со всеми внутренними и внешними факторами в совокупности. Поскольку, согласно ТКМ, болезнь возникает в результате дисбаланса Инь-Ян, то основной подход в лечении ТКМ — восстановление гармонии при уверенном понимании доктором, что в данной ситуации представляют собой Инь и Ян.

Дифференциация болезней по принципу Инь-Ян — важный фактор в китайской диагностике. Инь относится к болезням с такими симптомами как озноб, слабое дыхание, низкая частота пульса, жидкий стул, прозрачная моча, больной ослаблен, чувствует холод или холоден при прикосновении. К Инь относятся хронические, вялотекущие заболевания, имеющие внутреннее развитие. У болезней Ян симптомы такие: высокая температура, постоянная жажда, твердый стул, желтоватая моча, тёмный язык, частый пульс, больной чувствует жар или горячий при прикосновении. Заболеваниям Ян свойственны лихорадочные состояния, острый, прогрессирующий характер, имеющие внешнее развитие.
Двенадцать основных органов человеческого тела также делятся на 2 группы: органы с характеристиками Ян — это полые Фу-органы, которые преобразуют вещества и энергию, но не удерживают её и органы Инь — это плотные Чжан-органы, которые запасают вещества и энергию, но не передают её. Эти органы тесно связаны между собой посредством меридианов, по которым движется энергия. Если, например, болезнь кишечника прерывает равномерное течение энергии по направлению к сердцу, то гармония Инь-Ян в сердце будет отсутствовать.

Инь:
печень
сердце
селезёнка
лёгкие
почки
перикард Ян
жёлчный пузырь
тонкая кишка
желудок
толстая кишка
мочевой пузырь
тройной обогреватель (под этим образным названием в ТКМ подразумевается пищеварительная, дыхательная и мочеполовая функции организма)
Здесь нужно сказать, что свойства Инь и Ян носят относительный характер и всегда должны рассматриваться в совокупности с другими факторам. Например, поверхность тела — это Ян, а внутренность — Инь. Но это не значит, что все внутренности обладают энергией Инь. Поверхность каждого внутреннего органа всегда будет Ян, а его внутренность — непременно Инь. И так вплоть до индивидуальных клеток, из которых он состоит. Любой газ — это Ян, а твёрдое тело — Инь. Но среди газов более разреженные относятся к Ян, а плотные — к Инь.

Таким образом, Инь и Ян не определяют какие-то отдельные части тела. У них нет абсолютных значений. Это просто удобные символы, представляющие два противоположных и всё же дополняющих друг друга аспекта в медицине и во всех других областях реальности, независимо от того, выражена ли эта реальность в виде объектов или идей.

Взаимосвязь Инь и Ян должна быть гармоничной. Хотя в отдельных примерах Инь или Ян могут превалировать, но общая гармония должна сохраняться. Если эта гармония постоянно нарушается, то происходит ухудшение здоровья и возникает болезнь. Нарушение этой гармонии может происходить либо из-за дефицита Инь, либо из-за дефицита Ян. Например, естественная сопротивляемость организма человека относится к Инь. Если по некоторым причинам (стресс, усталость) его сопротивляемость ослабевает и наблюдается дефицит Инь, то он не сможет справиться с патогенными микроорганизмами окружающей среды, которые представлены как Ян.

Закон Инь Ян действует на протяжении всего существования мира, человека, природы. Обязательным условием этого закона является чередование состояний Инь и Ян друг с другом, так что при состоянии Инь соответствующее состояние Ян может быть точно предсказано. Практическое проявление этого закона можно проиллюстрировать следующими примерами:

В природе Ян — это день, ясный день, весна-лето, восток-юг, верхний, наружный, горячий, огонь, свет, солнце.
В природе Инь — это ночь, пасмурный день, осень-зима, запад-север, нижний, внутренний, холодный, вода, тьма, луна.Ян в человеческом теле — это мужчина, поверхность тела, спина-поясница, вещества чистого тела, энергия «Ци», защитная «Ци».
Инь в человеческом теле — это женщина, внутренность тела, грудь-живот, вещества грязного тела, кровь, питательная «Ци».
Знак Инь-Ян, каждая часть которого имеет в центре точку противоположного цвета, представляет два полюса, содержащих во внутреннем ядре сущность своей противоположности. Другими словами, не существует чистого Инь или Ян, белого или черного, женского или мужского, темного или светлого, доброго или злого. В женщине обязательно есть и мужские качества, а в мужчине — женские. И в белом, и в черном всегда есть серые тона. Плохой поступок никогда не бывает только плохим, а хороший поступок может иметь плохие последствия.

Инь и Ян — это противоположности, образующие целое, они зависят друг от друга, потому что существуют только во взаимосвязи со своей противоположностью. В древней китайской книге «Су вэнь» говорится: «когда Инь достигает максимума, он превращается в Ян. Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достигает вершины, возникает холод». Исходя из принципа равновесия Инь и Ян, главная задача лечения в восточной медицине — восстановление нарушенного баланса Инь-Ян, обеспечение гармонии, что, по европейским представлениям, является задачей восстановления гомеостаза, стимуляции защитных сил и реактивной способности организма.

Статья написана по материалам сайтов: triquetra.ru, moluch.ru, webmedchina.ru, medinfo.social, kitai-hospital.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий