Главным предметом изучения человечества является человек

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемПетр Писклов

Похожие презентации

Презентация на тему: Систематическое положение человека «Главным предметом изучения человечества является человек» Гёте.» — Транскрипт:

1 Систематическое положение человека «Главным предметом изучения человечества является человек» Гёте.

2 -Что такое человек? -Каковы его сущность, назначение и место в мире живой природы? Человека – это живой организм, как и любой другой в мире природы, осуществляющий обмен веществ с окружающей средой. Один из многочисленных видов живых организмов, обитающих на Земле

3 Родословная человека Парапитеки ШимпанзеГориллаОрангутангГиббон Австролапитеки Древнейшие люди Неандерталец Кроманьонец Современный человек ПроплиопитекиДриопитеки

4 Систематическое положение человека Царство Животные Подцарство Многоклеточные животные Тип Хордовые Подтип Черепные, или Позвоночные Класс Млекопитающие, или Звери Отряд Приматы Семейство Гоминиды Род Человек Вид Человек разумный

5 Часть телаМорфологические признаки ЧеловекЧеловекообразные обезьяны 1.Головной мозгОбъем мозга около1600см3,развиты извилины, борозды и кора больших полушарий Объем мозга около600см3, менее развиты извилины, борозды и кора больших полушарий 2.ЛицоМозговая коробка преобладает над лицевым отделом черепа, облегчение челюстного аппарата, отсутствие надбровной дуги Преобладает лицевой отдел черепа с мощными челюстями, ярко выражены надбровные дуги 3.ПозвоночникНаличие изгибов, S-образная формаИзгибы отсутствуют 4 ТазШирокий, крепкий таз принимает на себя основную нагрузку при хождении на двух ногах Таз не широкий 5.Передняя конечностьМенее длинные, большой палец кисти противопоставлен остальным, большая подвижность пальцев Более длинные кисти рук крюкообразные, хватательного типа, пальцы менее подвижны 6.СтопаИмеет сводСтопа плоская, свод отсутствует Различия в строении человека и человекообразных обезьян

6 ПреимуществаНедостатки 1.Вертикальная ориентация человека способствует широкому обзору местности, Использованию рук для трудовой деятельности 1.Открытый, плохо защищенный живот. Возможны грыжи, т.к. органы брюшной полости удерживаются спереди стенками живота. Основная нагрузка приходится на кости крестца и таза 2.Подвижность верхних конечностей обеспечивает тонкие движения, а прочность нижних конечностей – способность выдерживать высокую весовую нагрузку.S-позвоночник и своды стопы смягчают сотрясения при движениях 2.Позвонки находятся друг под другом, из-за чего при неловких движениях возможно их смещение и защемление нервов, отходящих от спинного мозга 3.Узкие родовые выходы содействуют укреплению таза, но затрудняют женщинам роды 4.Тяжесть тела может привести к плоскостопию при ослаблении мышц стопы Преимущества и недостатки, связанные с прямохождением

7 Выполните задание! Выполните работу на с.17 под символом «!» конце параграфа Домашнее задание: Изучить § 3

Будь умным!

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Науки о человеке и обществе

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ. » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Вопрос о сущности человека чаще всего рассматривается в четырех основных измерениях: » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>биологическом, психическом, социальном и космическом.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Под биологическим понятием в изучении человека понимается анатомическое и физиологическое строение, » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> особенности генетики, основные процессы организма. Эти свойства человека изучают различные отрасли биологии.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Сознательные и бессознательные процессы охватывает психическое понятие » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>, то есть под психическим понятием рассматривается внутренний мир человека. И поэтому одной из самых основных проблем этой области знания является изучение внутреннего мира человека во всей его сложности.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Социальное » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> в человеке изучает целый комплекс наук. Например, социальная психология занимается поведением человека. Социальное в человеке заключается в том, что в человеке в миниатюре, в «свернутом» виде отражено все общество с присущими ему состояниями.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Космическое » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>– еще одно направление познания человека. Связь человека и мироздания всегда находила воплощение в мифах, религии, философии. К. И. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский высказали о влияние Ритмы Космоса на динамику изменения биополей растений, животных и человека.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Науки о человеке играют в жизни важную роль. В последние годы особенно знаменитых результатов достигла » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>генетика » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>. В сегодняшнее время люди, благодаря науке, могут вылечиваться от многих давне неизлечимых болезней.

;background:#ffffff» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Общество (как и человека) можно изучать с разных позиций, и поэтому в категорию «социальных наук», «наук об обществе» выделен целый ряд научных дисциплин. Общество является объектом исследования для философии, истории, антропологии, этнологии, социологии, политологии, культурологии, правоведения и экономики, которые с позиций характерных для них общенаучных и специальных методов занимаются изучением тех или иных его аспектов, образующих предмет исследования данных научных дисциплин.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Философия. » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и материальных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопределяющим ее строй.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Философский подход к обществу зависит от того, на каких позициях стоит тот или иной философ: в соответствии с этими позициями меняются и определение общества, и его типологизация, и методы его изучения.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Философия дает об обществе самые глубокие знания, связанные с постижением его природы, закономерностей, основ. Эти содержательные стороны общества как явления называются » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>«философскими аспектами обществоведения».

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>История. » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Антропология. » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Антропология – дословно, «наука о человеке» – как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Антропологический метод исследования общества состоит в тщательном изучении мифов, легенд, обрядов, бытового поведения, привычек, жестов и даже предрассудков его членов, а также наиболее древних социальных институтов.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>В широком смысле, «антропологией» может быть названа любая область исследований, которая в качестве основного объекта исследования берет человека как такового

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Этнология. » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Вплотную к антропологии примыкает этнология, которая рассматривает структуру, историю и развитие этносов. Здесь главным объектом изучения являются не только «примитивные общества», но и другие общественные формы, создаваемые этносами на разных этапах развития. Этнология описывает ценностные системы, происхождение, фазы исторического становления, языковое своеобразие, хозяйственный уклад и системы религиозных и мифологических воззрений этносов.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Социология. » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление. Общество в социологии считается той инстанцией, где формируется тип рациональности, представление о человеке, мировоззрение.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>В широком смысле социология стремится изучать общество как самостоятельный объект и смыкается во многом с философией.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Политология. » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Культурология. » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Правоведение. » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества. Изучение правовых норм и законов, как правило, закрепленных в документальных постановлениях, помогает полнее понять структуры обществ. От древних обществ часто сохраняются именно правовые документы, что привело к созданию распространенной практики исторической реконструкции общественных систем и институтов на основании сохранившихся правовых и законодательных актов.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Экономика » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институ-ты, структуры и отношения.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Обществоведение » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>обобщает подходы всех социальных дисциплин. В дисциплине «Обществоведение» присутствуют элементы всех вышеописанных научных дисциплин, помогающих понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты. В «Обществоведении» как дисциплине соучаствуют и философия, и история, и политология, и культурология, и правоведение, и экономика, и этнология. Все они рассматривают общество с разных точек зрения, а совокупность

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>В научном знании выделяют естественные и общественные науки » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>. Естественные науки » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (или как говорят — естествознание) представляют собой сумму знаний о законах и закономерностях бытия природы в целом, природных явлений в особенности. К ним относятся, в частности, астрономия, физика, химия, биология, математика, география. К общественным наукам относят философию, социологию, историю, политологию, логику, этику, эстетику, юриспруденцию и другие науки, так как они исследуют закономерности функционирования и развития общества в целом и его отдельных составляющих.

Это интересно:  Бабушкина диента для похудения 4 кг за 4 дня, рецепт, отзывы

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Обществознание » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>как направление познавательной деятельности человека, выраженное в накоплении и систематизации научного знания об обществе в целом и его отдельных сферах, представляет собой социально-гуманитарную отрасль знания, которая выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению к частным общественным наукам и обеспечивает их единство.

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

В XXI веке продолжаются кардинальные изменения во всех сферах жизни общества, возрастает преобразующая роль человека, необходи­мость его совершенствования. Философия выступает междисциплинарной системой знаний о человеке и окру­жающем его мире, как материальном, так и духовном.

  1. Философское учение о человеке.

История науки показывает, что человек — самый трудный объект для изучения. Еще Сократ в 5 в. до н.э. в основу своей философии поставил задачу: «Познай самого себя». Гете считал, что «главным предметом изучения человечества является человек». Но оказалось, что человек менее изучен и более уязвим, чем окружающий его мир. Жизнь человека – вереница событий, которые обусловлены непрерывно меняющимися обстоятельствами бытия и изменениями его внутреннего состояния.

Сейчас трудно определить количество человековедческих научных дисциплин: от философии, антропологии, психологии до биологии, космологии, генетики. Об этом можно судить по трудам Институт человека РАН, в частности по материалам журнала «Человек», издаю­щегося в России с 1990 года. Научная литература о человеке превосходит всю другую. Философия призвана выполнить свои задачи: постановочно-интегративную, критико-методологическую и ценностно-регу­лятивную в познании человека и мира, в котором он живет.

В конце ХХ — начале XXI веков человек попал в сложную ситуацию: современная цивилизация вступила в период обострения глобальных мировых кризисов (экологического, энергетического, социально-эко­номического, демографического), угрожающих жизни людей на пла­нете. На международных форумах ученые предупреждают о гибельно­сти для человечества социально не ориентируемой и нерегулируемой государством рыночной экономики. В России в условиях разрушитель­ных криминально-рыночных реформ усиливается отчуждение человека от труда, коллектива, семьи, культуры, от здорового образа жизни.

Происходит снижение жизнеустойчивости большинства людей, их дезадаптация. Возрастают факторы риска для здоровья и жизни. На­блюдается рост социальных, особенно инфекционных и психических заболеваний. Юноши, которых призывают в вооруженные силы, в большинстве своем не готовы к воинской службе. В жизнь вступает больное поколение. В стране уменьшается продолжительность жизни людей, растет смертность, сокращается рождаемость, идет процесс депопуляции, особенно государственнообразующего этноса — русских. Человек и общество, как считают ученые, чтобы не погибнуть должны измениться в новом столетии.

Философское постижение человека началось еще в древности в раз­личных мифологических, религиозных и натуралистических представ­лениях. Так, в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть космоса, некоторого единого временного поряд­ка и строя бытия, как «малый мир» — «микрокосм», как отражение и символ Вселенной — «макрокосм». Последний понимался антропоморфно — как живой одухотворенный организм. По мнению древних, че­ловек содержит в себе все элементы (стихии) космоса: состоит из тела и души, рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородных субстанции (платонизм). Философ­ские учения о человеке развивались в двух направлениях. В западно — европейской философии человек обращен к его окружению, взаимо­действуя с ним, преобразуя его. А в восточной философии человек более обращен внутрь себя, он не личность, а материал, который приобщается к высшим, неличностным ценностям.

Религиозное — иудейское и христианское представление о челове­ке родилось не в философии и не в науке. Миф о сотворении челове­ка, его души и тела Богом принадлежит религиозной вере. Она пред­ставляет собой пеструю смесь иудаизма, прежде всего Ветхого Завета, а также религиозной античной истории и Евангелия. Это учение о про­исхождении человеческого рода от одной пары, о рае, об ангеле-ис­кусителе и грехопадении, о спасении через Богочеловека (Иисуса Христа), о бессмертии души и преображении тела, о воскрешении, страшном суде и т.д. Христианство исходит из того, что человек при­ходит в мир, отягощенный первородным грехом, грешным по приро­де. За страдания, праведную жизнь, жертвы и молитвы он будет воз­награжден вечным блаженством в иной жизни, а иначе — вечные муки в аду. Основа христианства в трех добродетелях: вере, надежде, любви, в том числе — прощении врагов и любви к ним.

Таковы в целом религиозные суждения о человеке. Но еще в 5 в. до н.э. древнегреческий философ — один из основоположников матери­ализма и диалектики, — Гераклит говорил, что «мир единый не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Так за­рождалось атеистическое учение о человеке и мире.

Русские религиозные философы конца XIX—начала XX веков В.С. Со­ловьев. Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский и другие различали религию «темную» (слепую веру, религиозный фанатизм) от религии «светлой», обращенной к человеку Принципами их учения являлись: идея всеедин­ства — единства человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб его деятельности; представление о человеке не как о рабе или атомарном существе, а как о личности, неразрывно свя­занной с всеобщим, как о творце, «богочеловеке». Русская религиозная философия рассматривала Бога и человека как высшие ценности, в их единстве. Возвышенное, одухотворенное человечество должно выпол­нить задачи создания мира, освобожденного от гибели, распада, унич­тожения, сохранить всю полноту и многообразие бытия.

По мере развития науки, культуры взгляд на человека менялся. Ре­лигиозное представление о человеке как о «Божьей твари» — Homo Dei — было вытеснено научным определением Карла Линнея: Homo sapiens — человек разумный. Материалистический взгляд на человека, его происхождение и развитие подтвердила эволюционная теория Чарльза Дарвина и диалектика природы Фридриха Энгельса. С XIX века в европейской науке и философии стал господствовать антропологи­ческий принцип. Согласно этому принципу, человек провозглашался как природное биологическое существо, но социально-экономичес­кие условия, в которых он развивался, в ряде учений еще игнорирова­лись (Л. Фейербах, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).

Биологизаторская концепция человека в философии на Западе наиболее ярко была представлена в евгенике (гр. eugenes — породистый) и социобиологии. Эти учения опирались на достижения генетики — науки о законах наследственности и изменчивости орга­низма и утверждали, что человек не совершенен, многое унаследовал от животных и его надо улучшить путем изменения наследственности, применить к человеку селекцию, как к животным. Такая попытка была сделана нацистами в Германии: выращивание «белокурых бестий». Сущность социал — евгеники, как и социал-дарвинизма, заключается вовсе не в признании генетических различий между расами (таковые бесспорно существуют), а в ложном утверждении наследственного умственного или духовного превосходства одной расы над другой (чего на самом деле нет).

Однако и в наше время наблюдается реакционная направленность исследований биологизаторского толка. Как сообщила пресса, в США осуществляется разработка сценария «биокибернетической цивилиза­ции» в увязке с идеей планетарного будущего человеческого общества, которое должно в «своей развитой части» пройти качественный сдвиг в результате новых биомедицинских и биокибернетических открытий. Клонирование и вживление в человеческий мозг микроэлектронных схем позволяет, по этим расчетам, «добиваться создания нового выс­шего существа» на базе нужных идеологических и национальных основ с уничтожением «ненужных национальностей».

Социобиология направлена на исследование биологических основ поведения всех живых существ. Один из основоположников этого учения американский биолог Уилсон пытается доказать прямую зависимость поведения человека от его «биологических основ», и этим яко­бы определяется его обреченность как разрушителя себя и окруже­ния. Психолог Мерфи определяет человека как биологический орга­низм, взаимодействующий с материальным и социальным окружени­ем. Современная социобиология становится комплексной теорией о взаимодействии в природе человека биологических и социальные составляющих: данных человеку от природы, его родителей и приобретенных в процессе его социализации, формировании и развития в обществе.

Марксистская концепция человека зародилась в 40-е годы XIX века на основе философии диалектического материализма (и антропологического учения), которая затем эволюционировала в сторону социальной и политической философии. Для марксизма характерен реаль­ный взгляд на человека: человек, писал К. Маркс, — это «мыслящее животное». Но человеческая сущность рассматривается у него как «совокупность всех общественных отношений . люди суть продукты обстоятельств и воспитания».

В соответствии с учением Маркса, человек является высшей целью развития общества и должен быть освобожден от всех форм социального отчуждения путем классовой борьбы и пролетарской революции, которая, в конечном счете, ликвидирует эксплуатацию человека человеком, Он писал о коммунизме как обществе реального гуманизма, в основе которого будет общественная собственность на средства производства. Коммунизм исходит из доброй природы человека, из возможности и необходимости общего созидательного труда, построения общества справедливости. Маркс подчеркивал, что основным критерием общественного прогресса является положение человека в обществе. Как сказал поэт, «все прогрессы реакционны, если рушится че­ловек». Маркс высказал пророческую мысль о том, что настанет такое время, когда науки естественные и науки гуманитарные сольются в единую науку — науку о человеке.

В современной научной концепции человек рассматривается как биопсихосоциальное существо, высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям. А на уровне психической, сознательной деятельности человек обращен к общественному и индивидуальному бытию с его специфическими закономерностями.

Это интересно:  Время и биоритмы в нашей жизни

В науке второй половины XX века представлена монистическая кон­цепция человека: его сущность, природа интегральны. Целостная кон­цепция человека, считает Б.В. Марков, может быть построена при ус­ловии нового интегративного подхода. Наиболее полно и всесторонне такое целостное философское учение о человеке в свете современных представлений рассматривается В.Н. Сагатовским. В своей «Философ­ской трилогии» он развивает систему взглядов о единстве природы и человека, общества и личности, о человеке как субъекте ответствен­ного выбора, способного творчески определять бытие.

Новая научная концепция в философии представляет человека как высочайшую по саморегулированию живую систему в общей системе социальных ценностей. На биологическом уровне че­ловек представлен как индивид, а на социальном — как активный субъект истории, общественного развития.

Значительный вклад в современную научную концепцию человека внесли Всемирные философские конгрессы: XVIII — в 1988 г. «Фило­софское познание человека» (Брайтон, Великобритания), XIX — в 1993г. «Человечество на переломном этапе: философские перспективы» (Мос­ква), XX — в 1998 г. «Философия в воспитании человечества» (Бостон. США) и Первый Российский философский конгресс в 1997 г. «Человек — философия — гуманизм» (С-Петербург). На этих форумах рассматри­вались актуальные проблемы настоящего и будущего человечества: существование и развитие человека, его ценностей в меняющемся мире, философские проблемы антропогенеза, генной инженерии, соотношение биологического и социального в человеке, проблема духовного и телесного, философия образования и развития личности и многие другие,

В условиях формирования новой цивилизации все большее значение, по мнению И.Т. Фролова, будут приобретать с течением времени не столько технологические и геополитические, сколько антропологические факторы — развитие человека, его культуры, образования, нравственности. «Абсолютное движение становления» человека разумного и гуманного совпадает с историческим развитием единого человечества, с общественным прогрессом (К. Маркс).

Но в XX веке произошла «антропологическая катастрофа» (М- Хайдеггер). Этим можно объяснить современную тенденцию антропологизации философии и науки, роста значения и расширения предмета самой науки антропологии. Западный антропоцентризм, сформировавшийся еще в эпоху Возрождения, продолжает давать человеку иллюзию самодостаточности, позволяет ему забыть о том, что он связан со всей Вселенной — живой и неживой. Однако человек не растворяется ни во Вселенной в целом, ни в социальности. Рождение, смерть, жизненный путь — все это уникально. Идея уникальности человека стала центральной в современной философии.

1. Человек как биосоциальное существо.

2. Сознание — элемент социальной сущности человека.

3. Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Социализация личности.

4. Потребности и способности человека.

5. Человеческая деятельность и ее многообразие.

6. Межличностные отношения и общение.

7. Духовный мир человека.

8. Свобода и отвественность личности.

Человек как биосоциальное существо

Человек — самый загадочный феномен природы. Вопрос о его происхождении, назначении, жизни и деятельности, а также месте в окружающем мире является самым значимым в обществознании. Человека изучают разные науки: социология, психология, физиология, педагогика и другие. Особый раздел философского знания — антропология — постигает тайны человеческого бытия и сознания.

Научная теория, изучающая процесс возникновения и развития человека, называется антропогенезом. В философии сложилось несколько точек зрения при ответе на вопрос о происхождении человека:

1. Религиозная теория. Человек — творение Бога. Душа — источник человеческого в человеке.

2. Теория космического происхождения человека. Человек — существо внеземное, пришелец из космоса.

3. Теория эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек — биологический вид, высшее млекопитающее, имеет естественное происхождение.

4. Трудовая теория Ф. Энгельса (материалистическая). Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, язык и творческие способности.

Вопрос о происхождении человека и сегодня остается открытым, решение его зависит от системы взглядов, убеждений, типа мировоззрения исследователя и сформировавшейся у него картины мира.

Человек биосоциален, он является частью природы и в то же время крепко связан с обществом. Философы называют природу человека двойственной.

Человек — это живое существо, обладающее сознанием, речью, мышлением, способное создавать орудия труда и пользоваться ими.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Он характеризуется определенными видовыми признаками, которые под влиянием природных и социальных процессов могут изменяться до определенных пределов. Так формировались расы. Но специфические анатомические, биологические и физиологические особенности представителей различных расовых групп не являются препятствием для того, чтобы с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества.

Биологи и философы к биолоической основе человека как существа социального относят следующие признаки:

— способность к прямохождению

— развитая кисть руки, способная осуществлять различные функции

— взгляд, направленный вперед, а не в стороны

— большой объем мозга и сложная нервная систма — условия развития психики и интеллекта

— сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи

— длительная зависимость детей от родителей, вызванная медленным темпом роста и биологического созревания, долгий период обучения и социализации

— пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких инстинктов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.

Будучи организмом, функционирующим по законам природы, человек, как и любое живое существо, рождается, растет, развивается, стареет и умирает. Ему необходимо удовлетворять важнейшие физиологические потребности (в воде, воздухе, пище, тепле, сне, продолжении рода), он беспокоится о своей безопасности и выживании. Но полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные способности человека, как сознание, речь, не передаются по наследству. Они формируются в течение жизни в процессе социализации.

Социализация — это процесс усвоения индивидом социальных норм и общественно-исторического опыта предшествующих поколений.

Биологическая природа человека — это его естественное условие существования, а социальность — сущность человека. Она проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Основные отличия человека от животного:

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью.

Мышление — это высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

— моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли

— обладает прогностической способностью, то есть способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов

— выражает ценностное отношение к действительности.

3. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

4. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую деятельность, создает «вторую природу» — культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде.

5. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

6. Человек способен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Сознание — элемент социальной сущности человека

Человек обладает сознанием — способностью целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувсвенных и логических образах. Человеческое сознание характеризуется сложной структурой. Оно основано на получении первичных знаний об окружающем мире, о самом себе и других людях при помощи органов чувств. Мы видим вокруг себя различные предметы, пытаемся определить их форму, размер, цвет. Мы ощущаем различные запахи, прислушиваемся к звукам, ощущаем предметы тактильно, пробуем на вкус. Полученная информация о предметах окружающего мира не является полной. Органы чувств при определенных ситуациях не дают возможности получить все интересующие нас сведения. Тогда в дело познания включаются наши способности логически мыслить, формулировать понятия, суждения, делать умозаключения. Это дает возможность выйти за пределы того знания, которое мы получили при помощи органов зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Мы стараемся понять сущность исследуемых объектов. А это уже свойственная только человеку рациональная познавательная деятельность. Осознав сущность изучаемого объекта, мы определяем его значение для себя и своих близких. Полученная новая информация переплетается с уже имеющимися знаниями, у нас формируется эмоциональное отношение к тому или иному предмету. Оно усиливается нашими прошлыми эмоциями, воспоминаниями или предчувствиями. В результате, казалось бы, совсем незначительный предмет вызывает бурю эмоций: радости, печали, страха, злости. Так формируется в нашем понимании смысл предмета, явления, его суть. Мы понимаем ценность того или иного человека или предмета для нас. И вот тогда начинают формироваться духовные идеалы и высшие мотивы нашей деятельности. Мы ставим перед собой определенные цели идостигаем их.

Сознание человека отражает мир целенаправленно и избирательно. Оно служит основой преобразовательной деятельности человека. Поэтому оно всегда активно. Предметы и явления окружающего мира, люди, с которыми мы общаемся или просто сталкиваемся, для каждого из нас не являются равнозначными. Те или иные приоритеты формируются под влиянием объективных и субъективных факторов: от симпатии или антипатии до понимания пользы или вреда, от эстетического наслаждения до брезгливости и неприятия. Поэтому важным свойством человеческого сознания является избирательность. Она проявляется как на личностном, так и на общественном уровне и носит ярко субъективный характер. Другим существенным свойством сознания человека является его творческое начало. В отличие от других живых существ человек способен действовать в соответствии со своими субъективными настроениями, чувствами, интересами, вкусами, взглядами, убеждениями. Стиль мыслительной деятельности, порядок рассуждений, применение логических приемов — все зависит от человека.

Это интересно:  Возвращаемся к правильному режиму!

Существует и другое понимание сознания — как высшей способности человека к саморегуляции, к управлению своим поведением. Не случайно мы считаем человека сознательным, когда он действует обдуманно, взвешенно, принимает на себя ответственность за результаты своей деятельности, исполняет обещанное, не подводит товарищей, коллег. И в первом, и во втором понимании сознание — это элемент социальной сущности человека.

Но поведение человека в обществе определяется не только сознанием. В противовес ему действует бессознательное. К нему относятся явления, процессы, свойства и состояния, которые не осознаются человеком, но существенно влияют на его жизнь. БЕссознательное является нашим природным наследством и коренится в инстинктах, оно проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Знаменитым исследователем бессознательного был Зигмунд Фрейд, который создал в психологии специальное направление — психоанализ.

Социологи выделяют общественное (коллективное) сознание — сознание группы людей. Его называют общественным мнением. Оно относительно самостоятельно, формируется и распространяется различными социальными институтами: образовательными учреждениями, средствами массовой информации (телевидением, радиовещанием, прессой, посредством интернета). Активное участие в формировании общественного сознания принимает государство, которое формирует определенный заказ, а также политические партии и общественные движения. Общественное сознание не возникает на пустом месте. Это результат осознания действительности большим количеством людей, представленным в разных возрастных, территориальных и других социальных группах, включающих в себя не одно поколение. Поэтому характерным свойством общественного сознания является преемственность.

При характеристике конкретной личности используется термин «самосознание». Это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

Одним из главных условий формирования самосознания является изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Данный процесс называется самопознанием. Он протекает в процессе деятельности и общения. Полученные человеком знания о самом себе определяют уровень самооценки — эмоционального отношения человека к собственному образу. Самооценка всегда субъективна. Она может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех) и нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегаение неудач).

Уровень самооценки связан со степенью удовлетворенности человеком самим собой, своей жизнью. Самооценка влияет на цели и направленность деятельности человека (на достижение успеха, на избегание неудач, на получение власти, на оказание помощи и т.д.). С самооценкой связан уровень притязаний человека, то есть результат, которого субъект рассчитывает достичь в своей деятельности. Знаменитому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому принадлежат слова: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Заниженная самооценка ведет к пассивности, неуверенности, зависимости от поддержки и контроля со стороны других людей.

Звышенная самооценка ставит человека в зависимость от социального одобрения, успеха. Человек не достигает желаемого своими силами и начинает обвинять не себя, а других в том, что его недооценили, не создали ему соответствующих усилий.

Поэтому очень важно адекватно оценивать свои способности, возможности, поступки и поведение в целом.

Поведение — действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Поведение — совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение — из поступков.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.

Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Социализация личности.

Мы употребляем слово «человек» как родовое понятие. Оно указывает на принадлежность существа к человеческому роду. В нем утверждается генетическая предопределенность развития сосбтвенно человечских признаков и качеств у данного живого существа, представляющих биологическую основу человека (способность к прямохождению, развитая кисть руки, большой объем головного мозга и т.д.).

Понятие «индивид» обозначает единичного представителя вида Homo sapiens, особь. Новорожденный ребенок — это индивид. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Но для того, чтобы индивид стал человеком в полном смысле этого слова, он должен жить в обществе, в определенных социальных условиях. Известны случаи, когда маленькие дети по воле обстоятельств оказывались среди диких животных и вскармливались ими. Дети выживали, но принимали повадки животных, питались как животные, перемещались на четвереньках, рычали, лаяли, но людьми они не становились. Следоватлеьно, новорожденный — «кандидат в человека» (А. Пьерон), возможность быть человеком, и чтобы она была превращена в действительность, ребенок должен находиться среди людей и получить человеческое воспитание. Иначе говоря, он должен стать существом разумным, сознательно принимать те или иные решения и действовать целенаправленно.

Понятие «личность» выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека.

Личность — это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении.

Источник: Чернышева О. А. Обществознание. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. 2017 г.

§ 3.3. Науки о человеке

Вопрос о сущности человека чаще всего рассматривают в четырех основных измерениях: биологическом, психическом, социальном и космическом.

Под биологическим понимается анатомическое и физиологическое строение, особенности генетики, основные процессы, обусловливающие функционирование человеческого организма. Эти свойства человека изучают различные отрасли биологии и медицины. В последние годы особенно заметных результатов достигла генетика, в том числе в расшифровке генома человека — совокупности всей генетической информации человеческого организма, зашифрованной в структуре ДНК. С одной стороны, развитие биологии и медицины вселяет надежду на освобождение человека от многих ранее неизлечимых болезней. А с другой стороны, порождает новые философские и этические проблемы, связанные с изменением традиционных представлений о жизни и смерти, сущности человека, его специфических свойствах.

Психическое — синоним внутреннего мира человека. Оно охватывает сознательные и бессознательные процессы, интеллект, волю, память, характер, темперамент, эмоции и т. п. Познанием психического занимается психология. Одной из основных проблем этой области знания является изучение внутреннего мира человека во всей его многомерности, сложности и противоречивости.

Социальное в человеке изучает целый комплекс наук. Поведением человека занимаются социальная психология, социология личности и групп. Человек — это общество в миниатюре. В нем в «свернутом» (концентрированном) виде отражено все общество с присущими ему состояниями. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что науки об обществе в конечном счете изучают человека.

Поскольку жизнедеятельность человека немыслима без многообразного мира культуры — мифологии, религии, искусства, науки, философии, права, политики, мистики, то становится очевидным, что одним из главных предметов культурологии также является человек.

Космическое — еще одно направление познания человека. Философское осмысление проблемы человека тесно связано с проблемой его взаимоотношений со Вселенной. Уже в далеком прошлом мыслители рассматривали человека как микрокосм в составе макрокосмоса. Эта связь человека и мироздания всегда находила воплощение в мифах, религии, астрологии, философии, научных теориях. Идеи о влиянии космических процессов на человека высказывали К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский. Ни у кого сегодня не вызывает сомнения зависимость жизни от процессов, происходящих во Вселенной. Ритмы Космоса оказывают влияние на динамику изменения биополей растений, животных и человека. Обнаруживается тесная связь ритмов в макро- и микромире. Обострение экологических проблем вплотную подвело человека к необходимости осознания себя как частицы ноосферы.

Однако, несмотря на то что во многих названиях современных областей знаний звучит слово «антропология» (культурная антропология, социальная антропология, политическая антропология, даже поэтическая антропология), современные науки пока еще не выработали общего подхода к пониманию основных загадок человека. Но все чаще слышатся голоса о необходимости создания особой науки о человеке, как бы она ни называлась — общее человековедение, теоретическая антропология или просто наука о человеке.

Статья написана по материалам сайтов: www.myshared.ru, samzan.ru, studopedia.ru, cleverpenguin.ru, tepka.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий