Есть ли связь между темпераментом и особенностями организма

1. Отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий).

2. Противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус).

3. Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Рубинштейн, С. Городецкий).

4. Признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

В известном смысле все эти четыре представления не лишены основания. Общим и для характера, и для темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, в том числе и от врожденных факторов. Темперамент существенно теснее связан со свойствами нервной системы, но и на формирование характера эти особенности тоже влияют, хотя бы и за счет влияния темперамента.

Черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит (примерно в 4-5 лет). Уже по этой причине отождествлять характер и темперамент не стоит. С другой стороны, понятно, что именно темперамент сказывается на формировании характера, а не наоборот.

Темперамент определяет в характере такие, например, черты:

— поведенческая подвижность или инертность,

— отношение к новому,

Однако темперамент не предопределяет характер в полной мере. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента лишь могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. В конце концов количество типов темперамента небольшое (обычно выделяют четыре или около четырех), а типов характера значительно больше.

Свойства темперамента иногда могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. Например, люди с сильной нервной системой могут быть ленивыми, а со слабой, наоборот, трудолюбивыми.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности.

Темперамент тоже не является чем-то совершенно стабильным, полностью зависящим лишь от генетических факторов. Подобно тому, как человек может похудеть или наоборот поправиться, накачать мышцы или одряхлеть, заболеть и выздороветь, темперамент тоже меняется. Что интересно, на изменение темперамента оказывает влияние и характер тоже.

Происходит это, например, через влияние такого явления, как динамический стереотип — системы условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. Формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях происходит под влиянием его отношения к обстановке, к процессу деятельности, к результатам труда и т.п., в результате чего могут изменяться особенности возбуждения, торможения, подвижности нервных процессов, а, следовательно, и общее функциональное состояние нервной системы. Если какой-либо человек, например, любит свою работу, то новые производственные задачи вызывают у него радостное оживление. Если наоборот не любит и даже ненавидит свою работу, то новые задачи вызывают раздражение, скуку, подавленность или даже ярость. Систематическое пребывание в определенных функциональных состояниях способно повлиять на особенности нервной системы. Так хроническая подавленность может из сильной нервной системы сделать слабую.

В образовании динамических стереотипов большую роль имеют особенности второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия, а также самовоздействие (например самовнушения). Разумеется, на работу второй сигнальной системы характер тоже оказывает большое значение. Если, например, человек любит истину, то старается говорить длинными и развернутыми фразами, стремится быть правильно понятым, как следствие — сам думает более ясно. В сложных ситуациях не впадает в панику, а — по привычке — старается разобраться. Поэтому со временем у него формируется более уравновешенный и характер, и даже темперамент. Другой человек не любит истину, высказывается мнениями, слова для него — лишь средство для общения. Он любит собирать и распространять множество всяких разных и противоречивых мнений. Речь его значительно беднее, короче и контекстнее. В сложных ситуациях ему сложнее положиться на собственный разум, он легче выходит из себя и впадает в панику. У такого человека со временем — с большей вероятностью — сформируется неуравновешенный и характер, и темперамент.

Таким образом, особенности темперамента и характера органически связаны между собой, и эта связь где-то весьма элементарна и наглядна, а где-то очень тонкая. При этом, переплетение многих особенностей характера и темперамента во многом определяет индивидуальное лицо человека, его личность.

Характер не является врожденным — он формируется, развивается и меняется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Характер человека очень во многом связан с социальной средой, отношениями с этой средой. Можно утверждать, что характер человека — всегда продукт общества и общественных отношений. Разные времена — разные характеры.

Взаимосвязь Характера и Темперамента.

Взаимосвязь Характера и Темперамента.

Существует большое количество трудов и разработок по изучению данной темы. Они основаны на различных теоретических и практических взглядах и подходах, а значит, описание всей системы изучаемых феноменов имеет свою ценность. Изучение данной проблематики дает наиболее полное представление о неотъемлемых психических особенностях человека, без которых невозможно дальнейшее изучение психологии и работы в практической деятельности. Существует прямая зависимость темперамента и характерологических черт личности.

Характер (от греч. charakter отпечаток; признак, черта, особенность) — «индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах».

Как видно из определения, наиболее полно характер проявляет себя в деятельности, а именно в каких-либо особенностях, устойчивых ее отличиях, т.е. в том, что является специфическим для деятельности конкретного человека. Под особенностями и отличиями я имею ввиду, например: желание человека выполнить какую-либо работу лучше других или стремление всегда браться за трудновыполнимые задачи, а не те, что лежат на поверхности. Когда другому человеку, наоборот, будут присущи действия противоположной направленности (стремление браться за простые в достижении задачи, безразличное отношение к превосходству над другими). Эти отличия и будут являться чертами характера у конкретного человека. «Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах».

Отдельно отмечу, что данные особенности должны быть существенными и проявляться чаще других, но это не значит, что человек, который, к примеру, любит находиться в центре внимания и любит веселиться не может испытывать грусть и желание уединиться, просто желание побыть одному возникает у него реже.

Характер формируется, развивается и изменяется на протяжении всей жизни. На него оказывают влияние социальная среда, общественный строй, сам уклад жизни и те или иные конкретные обстоятельства, случающиеся в ней. В зависимости от того какие люди окружают индивида, какая из социальных групп (одноклассники, однокурсники, сотрудники на работе, семья, товарищи по спортивной команде и т.д.) является референтной, и какие она «озвучивает» ценности, у человека формируются те или иные индивидуальные черты характера.

Согласно одному из отечественных подходов к классификации черт характера, их формирование связывают с психическими процессами. В связи с чем выделяют эмоциональные (порывистость, горячность, впечатлительность, инертность, отзывчивость и др.), волевые (решительность, самообладание, настойчивость, самостоятельность, активность и др.) и интеллектуальные (глубокомыслие, находчивость, сообразительность, любознательность и др.) черты.

Согласно другому подходу черты характера рассматривают в зависимости от направленности личности, выражающейся в деятельности, отношении к миру, себе и людям. Под направленностью личности понимают некое ведущее звено, которое полностью охватывает психическую активность субъекта, от потребностей до идеалов. Направленность личности представляет собой некую сумму ведущих мотивов, необходимых для ориентировки человека в деятельности.

Черты характера, определяющие отношение индивида к деятельности, труду, работе, подразумевают наличие целей, от которых в свою очередь зависит устойчивость интересов человека и его привязанностей.

Черты характера, определяющие отношение индивида к себе, обычно находят выражение в эгоистичном или альтруистичном поведении.

Когда черты характера выражаются в отношении других людей принято говорить о правдивости, честности, справедливости, чуткости и т.д.

Характер формируется при жизни, какие же этапы он проходит в своем становлении.

Примерным периодом наибольшего расцвета в становлении характера можно считать возраст от двух — трех до девяти — десяти лет. В этот возрастной промежуток дети активны в общении со сверстниками и взрослыми, которых они активно слушаются и подражают им, часто без проявлений критичности по отношению к ним. Здесь особую роль играет то, как взрослые общаются с ребенком и между собой, какого стиля воспитания придерживаются родители, ведь, как известно тот или иной стиль воспитания «приводит» к своим последствиям в жизни ребенка и, возможно, в жизни уже его будущих детей. Причем стиль воспитания оказывает влияние на ребенка уже с первых дней его рождения. Здесь появляются такие черты, как общительность или замкнутость, доброта или черствость, отзывчивость или эгоистичность. Трудолюбие, ответственность, аккуратность формируются в дошкольном детстве – наиболее полно в игре вместе с развитием произвольности.

Когда ребенок идет в школу, активное развитие получают черты характера, которые проявляются в отношениях с другими людьми, потому что в школьной среде ребенку каждый день приходится контактировать с большим количеством людей: одноклассниками и учителями, от качества взаимоотношений с которыми, чаще зависит успешность в обучении, общее эмоциональное и даже физиологическое состояния ребенка.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера.

В ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности.

Хотя по достижению взрослости характер человека считается сформировавшимся, он не останавливается в развитии, а продолжает трансформироваться в зависимости от влияний происходящих событий и от совершаемых человеком поступков.

Разобрав примерные периоды становления характера, отдельно отмечу ошибочность некоторых теорий, в которых считается, что фиксация характера происходит уже в раннем детстве и считается окончательно сформировавшимся к подростковому возрасту. К таким относятся точки зрения Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера.

Итак, характер – это некая система особенностей и черт, присущих каждому конкретному человеку. Его свойства взаимосвязаны, трансформируются в течение жизни и являют собой целостное образование.

Темперамент — (от лат. temperamentum — соразмерность; умеренность) — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения.

Это интересно:  Виноград настоящий - Vitis vinifera

Первым кто начал изучать темперамент считается Гиппократ. Он считал, что в теле человека есть четыре жидкости: кровь, лимфа, желчь, желчь черная, и какая-либо из этих преобладающих жидкостей определяет принадлежность человека к одному из соответствующих типов темперамента: сангвиническому, флегматическому, холерическому, меланхолическому. Не смотря на то, что Гиппократ выдвинул свою теорию еще во времена до нашей эры, а аргументы в пользу рассмотрения преобладания крови, лимфы или одной из желчи являются давно оспоренными, предложенное им деление на четыре типа принято и в наши дни.

Кратко рассмотрим их подробнее:

Сангвиника можно описать как человека энергичного, уравновешенного с подвижной нервной системой. Такие люди общительны и любят внимание. Эмоциональные нагрузки переносятся ими легко, также легко они подстраиваются под новое дело и переключаются с одного занятия на другое. Обладают высокой социальной адаптивностью и работоспособностью, которая позволяет им долго не утомляться. Однако для людей с таким типом темперамента не подходит однообразная монотонная работа.

Флегматический тип можно узнать по уравновешенности и внешней невозмутимости, инертности. Для человека, принадлежащего к данному типу свойственно иметь устойчивые стремления и настроение, его трудно «вывести из себя». Переключение на различные виды деятельности происходит с трудом, как и вообще удержание внимания. Такие люди долго включаются в работу, однако, благодаря своей работоспособности могут также долго трудиться до полной самоотдачи.

В человеке, которого отличает порывистость, страстность, неуравновешенность, неустойчивость, сильные аффекты, быстрые и резкие смены настроения, без сомнений, можно опознать холерический тип темперамента. Такие люди умеют преодолевать трудности, но им трудно быть сдержанными. Их отличает агрессивность и способность быстро становиться раздраженными и вспыльчивыми в сочетании со столь же стремительной способностью «остывать» и успокаиваться. В труде такие люди столь же порывисты. С одной стороны, при личной заинтересованности в выполнении задания они могут долго и упорно работать, однако, разочаровавшись в идее или в своих силах, сразу бросают начатое занятие.

К меланхолическому типу относятся люди со слабой нервной системой, т.е. ранимые, склонные к глубоким переживаниям, чувствительные. Они быстро утомляются, вяло реагируют на происходящие события, обладают нестабильным эмоциональным фоном, высокой тревожностью. Быстро устают и нуждаются в частом отдыхе, поэтому лучше справляются с работой, не требующей немедленного реагирования, зато в отличие от сангвиников, легко справляются с монотонной однообразной работой. Люди меланхолического типа склонны к самоанализу, глубокой рефлексии, познанию самих себя, поэтому меньше остальных заинтересованы в общении с окружающими. Часто их самооценка низкая из-за склонности к преувеличению своих недостатков и даже незначительных неудач.

Выделение этих типов условно, так как в «чистом» виде не встречаются. Чаще всего индивид совмещает особенности двух типов темперамента. Но все же, один из них обычно является преобладающим, а значит характеристики, описывающие тот или иной тип, будут наиболее точно подходить под описание особенностей данной личности. Также стоит помнить, что каждый из типов темперамента характеризуется как положительными, так и отрицательными чертами и степень развития первых или вторых не является строго заданной. А это значит, что в процессе воспитания следует добиваться развития положительных качеств, присущих определенному типу и ослабления недостатков, проявляющихся в поведении.

Опираясь на вышеприведенные характеристики, выделю основные особенности темперамента:

— постоянство индивидуально-психологических свойств личности (быстрота ума, скорость восприятия и переключения внимании, проявление эмоций и т.д.);

— типы темперамента соотносятся с основными типами высшей нервной деятельности.

Таким образом, к первому пункту выделенных особенностей относятся следующие сферы: общая активность индивида, его эмоциональности и моторики. Общая активность проявляется в стремлении человека к самовыражению, преобразованию действительности. На одном полюсе такой активности будет инертность и вялость, а на другом энергичность и стремительность.

К эмоциональной сфере относятся импульсивность, т.е. «быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их», эмоциональная лабильность (время за которое какое-либо эмоциональное состояние прекращается или заменяется другим), впечатлительность (способность эмоционально реагировать там, где другие люди не смогут аффективно воспринять или ответить на ситуацию).

Устойчивость темперамента – его отличительная черта. Он слабо подвержен изменениям на протяжении жизни и в определенных ситуациях. Но свойства темперамента не обязательно остаются неизменными.

Например, медлительный и быстро утомляемый человек с меланхолическим типом темперамента может долго и упорно трудиться, если данный вид деятельности представляет для него интерес и значимость или если человек проявил достаточную силу воли.

Легко возбудимый человек с холерическим типом темперамента может не проявить агрессивность и вспыльчивость там, где ситуация предполагает мирное разрешение конфликта и соблюдение определенных правил и норм общения.

Во многом те или иные проявления темперамента связаны с культурой и воспитанием личности, с тем, на сколько человек выстраивает поведение в соответствии с потребностями других людей, моралью, волей и общественным мнением.

Взаимосвязь характера и темперамента

О том, как взаимосвязаны характер и темперамент спорили многие авторы. Если обобщить их опыт и попытаться систематизировать их высказывания, то можно выделить 4 группы суждений:

1. Характер и темперамент тождественны (сюда относится теория Кречмера).

2. Характер противопоставлен темпераменту (П. Викторов). Согласно взгляду Викторова темперамент врожден и является первичной реакцией человека, характер же основывается на опыте и по отношению к темпераменту вторичен. Так как вторичные реакции являются наиболее подходящими и востребованными в жизни индивида, они подавляют проявления первичных, тем самым характер и темперамент противопоставляются друг другу.

3.Темперамент как составная часть характера (М. Рубинштейн). Рубинштейн понимал темперамент как неизменную часть постоянно трансформирующегося характера.

4. Темперамент – основа характера (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.). Выготский проявлениями темперамента считал наследственные реакции, телосложение, инстинкты, эмоции. А характер, согласно его теории, является результатом воспитания.

Рубинштейн же подчеркивал динамические характеристики темперамента: импульсивность, темп, сила, устойчивость, на основе которых, формируются те или иные черты характера.

И характер, и темперамент зависят от физиологических особенностей человека. Но если темперамент имеет прямую связь со свойствами нервной системы и является заданным для ребенка образованием, то характер, как указывалось выше, является образованием прижизненным, на которое темперамент оказывает самое непосредственное влияние. Например, такая черта характера как трудолюбие с большей вероятностью разовьется у человека с сангвиническим типом темперамента, конечно не исключая влияний внешней среды и воспитания.

Вместе с тем темперамент не предопределяет характер, а является его динамической стороной, определяя эмоциональную направленность характера, скорость протекания психических процессов.

Интересным является еще и тот факт, что характер в свою очередь тоже оказывает влияние на темперамент. Так частое пребывание в подавленном состоянии может сильную нервную систему сделать слабой и наоборот.

Таким образом, и темперамент, и характер (в разной степени) претерпевают изменения на протяжении всей жизни. И один и тот же тип темперамента способен привести к отличным чертам характера. Так, «меланхолик» может обладать сильным характером, а «сангвиник» оказаться слабохарактерным и нерешительным.

Характер и темперамент органически взаимосвязаны друг с другом и оказывают взаимное влияние, выражаясь в неповторимости каждого человека. Следует четко понимать, что темперамент не синоним характера. Он не определяет предел возможностей человека, не влияет на его мировоззрение, убеждения, взгляды, ценности, но относится к динамической стороне деятельности. С содержательной же стороной личности связан характер.

Приведу пример некоторых апробированных и широко распространенных тестов — опросников в основном применяемых для подростков и взрослых:

«Характерологический опросник Леонгарда — Шмишека». Инструкция: Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» (да), если нет – знак «-» (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет» (опросник состоит из 88 утверждений).

«Опросник К. Юнга». Инструкция: «На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ» (опросник состоит из20 вопросов).

«Личностный опросник Г. Айзенка». Инструкция: «Ответьте на вопросы, вопросы направлены на выявление Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый ответ, который придет вам в голову. Отвечайте на вопросы быстро и точно. Помните, что нет хороших или плохих ответов». Если Вы согласны с утверждением, поставьте “да“, если не согласны – “нет“ (опросник состоит из 57 вопросов, на выбор можно предложить 3 варианта тестовых вопросов).

«Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко». Инструкция: «Данный тест поможет вам определить тип вашего характера, его особенности. Вам предложены: лист вопросов и лист ответов. Прочитав в листе вопросов каждый вопрос — утверждение, решите: типично, характерно это для вас или нет. Если да, то тогда обведите кружком номер этого вопроса на листе ответов, если нет, то просто пропустите этот номер. Чем точнее и искреннее будут ваши выборы – тем лучше вы узнаете свой характер. После того как лист ответов будет заполнен, подсчитайте сумму набранных вами баллов по каждой строке (один номер, взятый в кружок, – это один балл). Проставьте эти суммы в конце каждой строки» (опросник состоит из 143 утверждений).

Темперамент и характер

  • Психические познавательные процессы
  • Функции и виды внимания
  • Виды и процессы воображения
  • Понятие и классификация ощущений
  • Восприятие, его виды и свойства
  • Сущность, функции и виды чувств и эмоций
  • Эмоциональные состояния человека

Понятие о темпераменте

Темперамент (лат. temperamentum — соотношение, смешение частей, соразмерность) — комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности — интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Темперамент — природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. 13 нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.

Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов — сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов.

Это интересно:  Как похудеть если я сладкоежка? Решение проблемы.

Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ, который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) — у сангвиника, желтой желчи (холэ) — у холерика, слизи (флегмы) — у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) — у меланхолика.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд следующих психических особенностей индивида.

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2. Преимущественную подчиненность повеления внешним впечатлениям — экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям — интроверсия.

3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость либо ригидность.

4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности.

В отдельных видах темперамента происходит «смешение» рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях.

Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции

Рассмотренные выше четыре вида темперамента обычно не бывают представлены в чистом виде. Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темперамента преобладает. Теоретически разделяя темпераменты на четыре вида, следует различать индивидуальный тип темперамента и соответствующий ему комплекс особенностей высшей нервной деятельности. Так, в пределах слабого типа высшей нервной деятельности различаются несколько разновидностей по уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Психические состояния, вызываемые различными жизненными обстоятельствами, в значительной мере зависят от типа темперамента человека. Однако его культура поведения зависит не от темперамента, а от воспитания. В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, жизненным задачам, окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например, флегматику.

От темперамента зависят динамические особенности характера человека — стиль его поведения. Темперамент — «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека.

Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций.

Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.

В зарубежной психологии и криминологии были и имеются попытки связать поведение человека с его телесной организацией. Так, Ч. Ломброзо пытался связать преступность с особенностями строения черепа, лица и тела человека. Немецкий психиатр Э. Кречмер также пытался установить связь между психологией личности и конституцией тела человека. Способности человека и его характер он связывал с полнотой тела, развитием мыши и т. д.

Исследования И. П. Павлова показали, что свойства личности зависят от природной нейрофизиологической организации человека, но не определяются ею. В экспериментах И. П. Павлова было доказано, что нервная деятельность пластична, поддается изменениям. «Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее свойство — высочайшая пластичность».

Итак, в зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир (от лат. extra — вне, intro — внутрь и verto — поворот). Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

Проблемы экстра- и интроверсии занимают центральное место в факторных теориях личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк и др.). Г. Айзенк установил, что интроверты имеют более высокий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность этой активации дополнительными движениями, повышением внимания к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию. Интроверты и экстраверты имеют различный стиль интеллектуальной деятельности.

Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность.

Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности.

Существуют несколько видов ригидности:

  • сенсорная — пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула;
  • моторная — трудность перестройки привычных движений;
  • эмоциональная — продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия;
  • памяти — пересерверация, навязчивость образов памяти;
  • мышления — инерция суждений, установок, способов решения задач.

Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции.

Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.

Долгое время темперамент человека трактовался как прямое следствие его типа высшей нервной деятельности. В последнее время эта концепция пересмотрена в свете учения П. К. Анохина о функциональных системах, а также других теоретических позиций отечественных и зарубежных исследователей (В. Д. Небылицын, В. М. Русалов. Г. Айзенк, Дж. Раш).

Итак, темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Например, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; возбудимость — легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Однако темперамент не является ценностным критерием личности, он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.

Темперамент и характер

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:

  • от темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному;
  • темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют;
  • в зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера;
  • существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера — благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Итак, в буквальном переводе с греческого, напоминаем, характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его повелении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент. является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Это интересно:  Зверобой - трава счастья

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, сдержанность — импульсивность. переключаемость — ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

Темперамент и характер

Темпераментом специалисты называют совокупность индивидуальных динамических особенностей поведения, которая выступает основой развития и становления характера. Таким образом, в психологии темперамент и характер рассматриваются как взаимодополняющие явления, которые также оказывают сильное влияние друг на друга. Конечно, ошибочно полагать, что данные понятия являются синонимами, но вместе с этим их тесная взаимосвязь очевидна.

Темперамент и характер: основные различия

Если выражаться доступным языком, то характером принято называть особенности поведения человека, которые влияют на общение с ним, а темпераментом – особенности проявления этого поведения, сила и яркость эмоционального реагирования. Вместе с этим следует сказать, что темперамент – это скорее индивидуальные свойства человеческой психики, которыми определяется психическая деятельность личности.

Так, под темпераментом подразумевается совокупность врожденных свойств человека, а под характером – обобщение приобретенных в течение жизни качеств. Темперамент и характер в психологии разделяются также по определению: темперамент обусловлен различными биологическими особенностями человека, тогда как характер определяется, в первую очередь, социальной средой, в которой он существует и развивается.

Таким образом, можно обобщить, что в различных социальных условиях у людей выявляются разные черты характера, чего нельзя сказать о темпераменте: он, как правило, остается неизменным в любых условиях. Также характер не в последнюю очередь обусловлен воспитанием и культурой, тогда как на темперамент огромное влияние оказывают индивидуальные особенности нервной системы.

Кроме того, черты характера поддаются оценке, а свойства определенного типа темперамента не оцениваются. То есть сказать, что у человека хороший или плохой характер, вполне возможно, однако к темпераменту подобная характеристика неприменима. Именно поэтому в психологии темперамент и характер хотя и выступают обычно вместе, все же иногда могут рассматриваться обособленно друг от друга.

Взаимосвязь характера и темперамента: основные положения

Чтобы выявить взаимосвязь характера и темперамента, необходимо рассмотреть типы последнего:

Сангвиник – это тип темперамента, отличающийся подвижностью и общительностью. Он живо реагирует на любые события и относительно легко переносит различные неприятности и неудачи. У людей такого типа очень живая мимика, они являются довольно эмоциональными, однако их эмоции чересчур быстро сменяют друг друга. Именно поэтому сангвиникам зачастую приписывают непостоянство и поверхностность.

Свойства темперамента и характера человека, относящегося к типу холерика, можно нередко охарактеризовать как постоянную порывистость и страстность. Он подвержен резким и частым перепадам настроения и бурным эмоциональным вспышкам. Дополнительными свойствами можно назвать неуравновешенность, эмоциональность, повышенную возбудимость, а нередко раздражительность и агрессию.

Флегматики отличаются относительным постоянством как в своих убеждениях и стремлениях, так и в настроении. Такого человека очень трудно вывести из себя или узнать, что происходит у него внутри: внешние выражения душевных переживаний у них практически отсутствуют. Основными свойствами этого типа можно назвать спокойствие, выдержку, иногда лень и равнодушие к окружающим событиям и людям.

Темперамент и характер меланхолика отличаются сверхчувствительностью, ранимостью и впечатлительностью. Люди такого типа очень долго и болезненно переживают любые незначительные неудачи, у них нередко наблюдаются проблемы с самооценкой и комплекс неполноценности. Данный тип, как правило, склонен к тревожности и замкнутости.

Как видно, темперамент и характер человека находятся в тесной взаимосвязи, однако, как было отмечено выше, именно темпераментом определяются динамические особенности проявления характера. Это значит, что такая его черта как, например, общительность у флегматика и сангвиника будет иметь разное проявление.

Кроме того, темперамент может как сильно влиять на развитие отдельных черт характера, так и препятствовать ему в конкретных случаях. Также некоторые особенности характера человека могут сдерживать проявление свойств темперамента в различных ситуациях.

Свойства характера и темперамент

Ошибочно полагать, что свойства характера и темперамент составляют единое целое и по конкретным чертам можно судить о типе темперамента. Скорее последний просто влияет на форму проявления некоторых особенностей первого.

Так, все 4 типа могут обладать такой чертой характера, как трудолюбие, но она у всех них будет выражаться по-разному:

  • Сангвиник будет проявлять инициативу, браться за новые проекты, легко переживать неприятности, быстро забывать о них и снова увлекаться новым делом;
  • Холерик посвятит себя работе со свойственной его типу страстностью, но будет то раздражаться по мелочам, то опять вдохновляться и снова злиться, доходя до настоящей агрессии;
  • Флегматик предпочтет спокойно сосредоточиться на деле, хорошенько вникнуть в его суть, обдумать и рассчитать все нюансы. Причем внешне может показаться, что он отнюдь не заинтересован в своей работе. Но на самом деле он просто не любит спешить: так проявляются его сосредоточенность и уравновешенность;
  • Свойства характера и темперамент меланхолика в данном случае приведут к тому, что он будет днями и ночами думать о своей задаче, усердно трудиться, но одновременно корить себя за малейшие ошибки. Этот тип склонен в любом деле видеть возможные промахи и неудачи, которых он безумно боится, что обусловлено его природной мнительностью.

Таким образом, взаимосвязь характера и темперамента не является данностью. Тем более что специалисты отмечают: четкий тип сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика с его характерными свойствами можно редко встретить в реальной жизни. Чаще всего люди обладают смешанным типом темперамента, то есть им присущи свойства, которыми наделены различные типы. Конечно, не исключено преимущество одного типа над другими, за счет чего и человек, как правило, относится к конкретному из них.

Взаимосвязь характера с темпераментом

Учитывая, что и темперамент, и характер как свойства личности человека не остаются нейтральными относительно его поведения и деятельности, логично поставить вопрос об их соотношении. Не отражают ли они идентичные аспекты личности? Имеет ли смысл вводить оба эти свойства личности в рассмотрение? Ответы на эти вопросы выявили несколько различных взглядов.
1. Различий между этими личностными свойствами не существует. Не удивительно, что, читая литературу по психологии, авторами которой являются западные психологи (например, Э. Кречмер, Г. Айзенк), можно увидеть равноправное использование терминов «темперамент» и «характер».
2. Темперамент и характер отражают разные свойства личности, но сосуществуют между собой на конфликтной основе. Личность представляет собой поле борьбы между ними. Характер пытается играть роль режиссера относительно темперамента. Более того, индивид, у которого победа в борьбе оказывается на стороне характера, имеет более совершенные личностные качества (Н. Левитов).
3. Темперамент есть врожденная основа формирования и развития характера (например, Б. Ананьев, Л. Выготский, В. Русалов и др.).
4. Темперамент включен в характер в качестве составляющей.
5. Характер есть симбиоз врожденных и приобретенных особенностей человека, которые скрывают свой «авторский вклад» в конкретные действия. В подтверждение этой позиции Е. Ильин подчеркивает, что вспыльчивость может быть следствием холерического темперамента и плохого воспитания. Вместе с тем честность и вежливость могут проявляться при любом типе темперамента, хотя в разной манере.

И все же при всем многообразии взглядов можно определить то общее, в чем сходится большинство отечественных психологов.

Характер формируется на основе темперамента, так Как последний — более раннее личностное свойство, обусловленное генетически. Однако было бы неверно говорить, что этот процесс однозначен. Характер — «дитя неблагодарное»: вскормленный темпераментом, он не только часто не слушается его, а даже норовит управлять им. Не всегда ведь холерик отпускает на волю свои эмоции. Бывает и так, что характер навсегда остается в услужении у темперамента, идет у него на поводу и не допускается на «первые роли». В этом случае о человеке говорят как о недозрелой личности, у которой интеллект находится на «службе» у физиологии.

Содержание характера обусловлено двумя противоположными сторонами образа жизни человека: его активной деятельностью и его полной бездеятельностью. Конкурируя между собой, они находят поддержку в виде личностных черт. В этой связи индивиды с одинаковыми темпераментами могут обладать различными совокупностями черт.

Окружающая человека социальная среда оказывает решающее влияние на формирование его характера и практически оставляет без изменений свойства темперамента.

Характер определяет содержание поведения и деятельности человека, темперамент — лишь их манеру, стиль, динамику.

Тип темперамента обусловлен его свойствами и не подлежит оценке по шкале «хороший — плохой», характер же — совокупностью черт личности, из которых одни могут относиться к негативным, другие — к позитивным (доброта — злость, сдержанный — вспыльчивый).

Разногласия по вопросу соотношения темперамента и характера можно отнести к «болезни роста» психологии. В настоящее время идет интенсивный поиск психологической структуры личности. Психологи ведут этот поиск разными путями, опираясь на различные представления о механизмах психики. Несомненно, что в будущем их пути сойдутся и общее движение продолжится в одном направлении. Так формируется любое научное знание.

Статья написана по материалам сайтов: azps.ru, www.b17.ru, www.grandars.ru, www.neboleem.net, psyera.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий