Развитие самоконтроля ребенка

Школьные успехи детей зависят не только от их способностей, но и от того насколько хорошо они могут организовать процесс обучения, выполнения домашних заданий. Бывает, соберется ребенок уроки делать, и то в окно засмотрится, то на кошку отвлечется, а время идет.… В результате, уже пред сном, после многочисленных замечаний родителей, задание все же кое-как выполняется. Трудности с выполнением уроков часто возникают потому, что ребенку просто не хватает навыков самоконтроля.

Дети, по своей природе, любознательны. Это их преимущество, но в детском возрасте сопровождается повышенной отвлекаемостью. Как только в поле зрения ребенка появляется какой-то новый, интересный предмет, внимание ребенка тут же приковывается к нему. Задача родителей – помочь ребенку овладеть навыками самоконтроля и саморегуляции. Самоконтроль – это не только возможность выполнять какие-то действия, с помощью усилия воли, но и возможность найти ошибки в своей работе, опираясь на помощь взрослого или, сравнив работу с образцом. Если ребенок не слушает объяснения взрослых, часто отвлекается, можно поступить просто - убрать все отвлекающие предметы из поля зрения. Но принесет ли это пользу? Как временная мера – да. Рано или поздно ребенок окажется в ситуации, которая потребует волевого усилия для выполнения задания и, без соответствующей тренировки, ему будет трудно справиться с заданием.

Как помочь ребенку научиться владеть своим поведением?

Первый шаг к произвольному поведению - это выполнение какого-либо действия по инструкции. Сначала, это речь взрослого, обращенная к ребенку, затем речь ребенка, его разговор с «самим собой». Благодаря такому «проговариванию» своих действий, ребенок может планировать свое поведение, действовать более последовательно.

Вот некоторые простые игры, доступные даже 3-4 летним детям, которые помогут ребенку овладеть навыками саморегуляции и самоконтроля:

1. «Сова». Ребенок – это мышка. Взрослый объявляет: «День наступает, все оживает». Ребенок может прыгать, бегать, до того момента, пока взрослый не объявит: «Ночь наступает, все замирает». Ребенок должен замереть в той позе, в которой он находится, если он пошевелится, «сова» может его поймать.

2. «Вопрос- ответ». Взрослый задает ребенку вопросы, а ребенок должен ответить на них, но не сразу, а только тогда, когда взрослый скажет ему: «Говори». Это научит ребенка сдерживаться, контролировать свою природную импульсивность.

3. «Спортивная ходьба». Ребенок должен пройти определенную дистанцию, как можно быстрее, но при этом не переходить на бег. Также важны игры, выполняемые по определенному образцу. Это может быть складывание разноцветных геометрических фигур в определенном порядке, рисование узора по картинке, и другие подобные задания.

Подвижные игры для занятий подбирайте таким образом, чтобы ребенок некоторое время мог совершать определенные действия, пользуясь каким-либо правилом. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее, введя второе правило или какое-либо ограничение. Эти игры только на первый взгляд кажутся простыми, на самом деле, они учат детей управлять своим поведением и импульсами. Особенно эффективны такие игры для младших дошкольников (3-4 лет), с детьми постарше (5-6 лет) можно использовать и другие методы. Например, обсуждение действий ребенка, его отношений с друзьями. Такие разговоры помогают ребенку посмотреть на себя со стороны, как бы осознать себя.

Очень полезно, в таких обсуждениях задавать вопросы, предполагающие свободный выбор: « С кем бы ты хотел играть с Илюшей или с Сережей», «Что бы ты сделал на месте того мальчика?». Такие вопросы учат ребенка принимать решения самостоятельно, а не следовать родительским предписаниям.

Вся статья не поместилась (ограничение вконтакте), продолжение смотри здесь http://www.doktorpapa.ru/blog/?p=493

О развитии мышления, воображения, памяти, внимания, речи - смотри http://www.doktorpapa.ru/

6 ответов на запись Развитие самоконтроля ребенка

  • Rainworm says:

    Спасибо за полезную информацию!

  • Ballador says:

    очень интересно, только вот сомневаюсь. что 3 летний ребенок, в частности, мой, сможет не двигаться по команде и вообще понять, скорее всего он просто не захочет выполнять. Вот только если играть еще и с папой, который будет примером.
    Я ребенку объясняю, что маленький братик спит и сейчас надо тихо, он кивает на мой вопрос:"Понял?", в итоге в следующую секунду кричит и шумит и уже занят своими делами. Как ребенка такого маленького настроить или понять, что он соображает, а не просто вредничает?

  • Saithilanim says:

    Здравствуйте! Большое спасибо за информацию, очень актуальна для меня в данный момент, так как ребенок в 1 классе и приходится ему частенько самому делать уроки, что и осуществляется именно по тому "сценарию", который Вы описали.

  • Anajurus says:

    очень интересно)))

  • Lightsmith says:

    Спасибо. Эта информация важна и для меня. Думаю, мой ребенок полюбит эти игры. Но вот вопрос: а в садике с ними так не играют, как быть основное время он там?

  • Thonn says:

    Здравствуйте, девочки! Юля, в садике много правил, там жизнь строится по режиму, а это уже правило! Потом, все занятия проводятся в режиме игры по правилам (для каждого возраста своя продолжительность и свои правила), кроме этого, обязательно проводятся игры, в которых есть соблюдение правил (это и каравай, и паровозик, и платочек, и море волнуется…), опять же в каждой возрастной категории свои. В нашем садике, в подготовительной группе вводили игру "Да и нет не говори", рисовали графические диктанты, со средней группы – кубики Никитина, сложи квадрат, волшебные соты. В свободное время дети с удовольствием играли в Твистер, путаницу, угадай кто…
    Людмила! попробуйте поиграть с вашим сыном в героя (можно выбрать из любимых сказок, мультфильмов…), который своим поведением будет помогать вашему сыну вырабатывать нужное поведение. А трехлетние дети умеют замирать на месте, разумеется не надолго. Такова физиологическая особенность! Максимальное время крайне редко превышает возраст ребенка в 3раза (то есть в вашем случае спокойное сосредоточение от 3 до максимум 9 минут, но это уже сложно для ребенка). А в то время, когда вам нужна тишина, займитесь чем-либо вместе со старшим. Я со своими вместе и готовила, и убиралась… Они такие важные становятся…ПОМОЩНИКИ!